Саша Чёрный, который является леген-дой русской сатиры и юмора и поэтом с безукоризненным вкусом, прожил не-долгую, но очень насыщенную жизнь: Первая мировая война, куда он ушёл добровольцем и участвовал в боевых операциях, революция, которую он ка-тегорически не принял, годы скитаний в эмиграции, он и умер, как солдат, спа-сая людей от пожара.
В изгнании поэт очень тосковал по ро-дине и родной русской речи. Тоска вы-лилась в самобытные, очень талантли-вые "Солдатские сказки", которые Саша Чёрный написал в последние годы жиз-ни. Это книга-воспоминание о родине, о службе в армии в годы мировой войны, написанная живым, ироничным народ-ным языком. Её герои – находчивые, смекалистые солдаты, которые оказы-ваются в очень необычных ситуациях, часто выступают миротворцами и спо-собны находить выход из самых зат-руднительных ситуаций.
Впечатления о войне отражены также в лирике Саши Чёрного.
Н а ф р о н т
За раскрытым пролётом дверей
Проплывают квадраты полей.
Перелески кружатся
и веют одеждой зелёной
И бегут телеграфные нити
грядой монотонной...
Мягкий ветер в вагон
луговую прохладу принёс.
Отчего так сурова
холодная песня колёс?
Словно серые птицы, вдоль нар
Никнут спины замолкнувших пар, –
Люди смотрят туда,
где сливается небо с землёю,
И на лицах колеблются
тени угрюмою мглою.
Ребятишки кричат и
гурьбою бегут под откос.
Отчего так тревожна и
жалобна песня колёс?
Небо кротко и ясно, как мать.
Стыдно бледные губы кусать!
Надо выковать
новое крепкое сердце из стали
И забыть те глаза,
что последний вагон провожали.
Тёплый ворот шинели
шуршит у щеки и волос, –
Отчего так нежна
колыбельная песня колёс?
Р е п е т и ц и я
Соломенное чучело
Торчит среди двора.
Живот шершавый вспучило, –
А с боку детвора.
Стал лихо в позу бравую,
Штык вынес, стиснул рот,
Отставил ногу правую,
А левую – вперед.
Несусь, как конь пришпоренный:
"Ура! Ура! Ура!"
Мелькает строй заморенный,
Пылища и жара...
Сжал пальцы мёртвой хваткою,
Во рту хрустит песок,
Шинель жжёт ребра скаткою,
Грохочет котелок.
Легко ли рысью – пешему?
А рядом унтер вскачь:
"Коли! Отставить! К лешему..."
Нет пафоса, хоть плачь.
Фельдфебель, гусь подкованный,
Басит среди двора:
"Видать, что образованный..."
Хохочет детвора.
А т а к а
На утренней заре
Шли русские в атаку…
Из сада на бугре
Враг хлынул лавой в драку.
Кровавый дым в глазах.
Штыки ежами встали,—
Но вот в пяти шагах
И те и эти стали.
Орут, грозят, хрипят,
Но две стены ни с места —
И вот… пошли назад,
Взбивая грязь, как тесто.
Весна цвела в саду.
Лазурь вверху сквозила…
В пятнадцатом году
Под Ломжей это было.
В о п е р а ц и о н н о й
В коридоре длинный хвост носилок...
Все глаза слились
в тревожно-скорбный взгляд, –
Там, за белой дверью, красный ад:
Нож визжит по кости, как напилок, –
Острый, жалкий и звериный крик
В сердце вдруг вонзается, как штык...
За окном играет майский день.
Хорошо б пожить на белом свете!
Дома – поле, мать, жена и дети, –
Всё темней на бледных лицах тень.
А там, за дверью, костлявый хирург,
Забрызганный кровью,
словно пятнистой вуалью,
Засучив рукава,
Взрезает острой сталью
Зловонное мясо...
Осколки костей
Дико и странно наружу торчат,
Словно кричат
От боли.
У сестры дрожит подбородок,
Чад хлороформа – как сладкая водка;
На столе неподвижно желтеет
Несчастное тело.
Пскович-санитар отвернулся,
Голую ногу зажав неумело,
И смотрит, как пьяный, на шкап...
На полу безобразно алеет
Свежим отрезом бедро.
Полное крови и гноя ведро...
За стёклами даль зеленеет –
Чета голубей
Воркует и ходит бочком вдоль карниза.
Варшавское небо – прозрачная риза
Всё голубей...
Усталый хирург
Подходит к окну, жадно дымит папироской,
Вспоминает родной Петербург
И хмуро трясёт
на лоб набежавшей причёской:
Каторжный труд!
Как дрова, их сегодня несут,
Несут и несут без конца...
Комментариев нет:
Отправить комментарий