Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 14 октября 2022 г.

СОЛДАТСКИЕ СКАЗКИ

Саша Чёрный, который является леген-дой русской сатиры и юмора и поэтом с безукоризненным вкусом, прожил не-долгую, но очень насыщенную жизнь: Первая мировая война, куда он ушёл добровольцем и участвовал в боевых операциях, революция, которую он ка-тегорически не принял, годы скитаний в эмиграции, он и умер, как солдат, спа-сая людей от пожара. 

В изгнании поэт очень тосковал по ро-дине и родной русской речи. Тоска вы-лилась в самобытные, очень талантли-вые "Солдатские сказки", которые Саша Чёрный написал в последние годы жиз-ни. Это книга-воспоминание о родине, о службе в армии в годы мировой войны, написанная живым, ироничным народ-ным языком. Её герои – находчивые, смекалистые солдаты, которые оказы-ваются в очень необычных ситуациях, часто выступают миротворцами и спо-собны находить выход из самых зат-руднительных ситуаций.

Впечатления о войне отражены также в лирике Саши Чёрного.

Н а  ф р о н т
За раскрытым пролётом дверей
Проплывают квадраты полей.
Перелески кружатся 
и веют одеждой зелёной
И бегут телеграфные нити 
грядой монотонной...
Мягкий ветер в вагон 
луговую прохладу принёс.
Отчего так сурова 
холодная песня колёс?

Словно серые птицы, вдоль нар
Никнут спины замолкнувших пар, –
Люди смотрят туда, 
где сливается небо с землёю,
И на лицах колеблются 
тени угрюмою мглою.
Ребятишки кричат и 
гурьбою бегут под откос.
Отчего так тревожна и 
жалобна песня колёс?

Небо кротко и ясно, как мать.
Стыдно бледные губы кусать!
Надо выковать 
новое крепкое сердце из стали
И забыть те глаза, 
что последний вагон провожали.
Тёплый ворот шинели 
шуршит у щеки и волос, –
Отчего так нежна 
колыбельная песня колёс?

Р е п е т и ц и я
Соломенное чучело
Торчит среди двора.
Живот шершавый вспучило, –
А с боку детвора.

Стал лихо в позу бравую,
Штык вынес, стиснул рот,
Отставил ногу правую,
А левую – вперед.

Несусь, как конь пришпоренный:
"Ура! Ура! Ура!"
Мелькает строй заморенный,
Пылища и жара...

Сжал пальцы мёртвой хваткою,
Во рту хрустит песок,
Шинель жжёт ребра скаткою,
Грохочет котелок.

Легко ли рысью – пешему?
А рядом унтер вскачь:
"Коли! Отставить! К лешему..."
Нет пафоса, хоть плачь.

Фельдфебель, гусь подкованный,
Басит среди двора:
"Видать, что образованный..."
Хохочет детвора.

А т а к а
На утренней заре
Шли русские в атаку…
Из сада на бугре
Враг хлынул лавой в драку.

Кровавый дым в глазах.
Штыки ежами встали,—
Но вот в пяти шагах
И те и эти стали.

Орут, грозят, хрипят,
Но две стены ни с места —
И вот… пошли назад,
Взбивая грязь, как тесто.

Весна цвела в саду.
Лазурь вверху сквозила…
В пятнадцатом году
Под Ломжей это было.

В  о п е р а ц и о н н о й
В коридоре длинный хвост носилок...
Все глаза слились 
в тревожно-скорбный взгляд, –
Там, за белой дверью, красный ад:
Нож визжит по кости, как напилок, –
Острый, жалкий и звериный крик
В сердце вдруг вонзается, как штык...

За окном играет майский день.
Хорошо б пожить на белом свете!
Дома – поле, мать, жена и дети, –
Всё темней на бледных лицах тень.

А там, за дверью, костлявый хирург,
Забрызганный кровью, 
словно пятнистой вуалью,
Засучив рукава,
Взрезает острой сталью
Зловонное мясо...
Осколки костей
Дико и странно наружу торчат,
Словно кричат
От боли.

У сестры дрожит подбородок,
Чад хлороформа – как сладкая водка;
На столе неподвижно желтеет
Несчастное тело.
Пскович-санитар отвернулся,
Голую ногу зажав неумело,
И смотрит, как пьяный, на шкап...
На полу безобразно алеет
Свежим отрезом бедро.
Полное крови и гноя ведро...

За стёклами даль зеленеет – 
Чета голубей
Воркует и ходит бочком вдоль карниза.
Варшавское небо – прозрачная риза
Всё голубей...

Усталый хирург
Подходит к окну, жадно дымит папироской,
Вспоминает родной Петербург
И хмуро трясёт 
на лоб набежавшей причёской:
Каторжный труд!
Как дрова, их сегодня несут,
Несут и несут без конца...

Комментариев нет:

Отправить комментарий