Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 21 октября 2022 г.

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

#ИванБунин150

***
...Зачем и о чём говорить? 
Всю душу, с любовью, с мечтами, 
Всё сердце стараться раскрыть — 
И чем же? — одними словами! 

И хоть бы в словах-то людских 
Не так уж всё было избито! 
Значенья не сыщете в них, 
Значение их позабыто! 

Да и кому рассказать? 
При искреннем даже желаньи
Никто не сумеет понять 
Всю силу чужого страданья! 

В эти дни широко отмечается 150-лет-ний юбилей Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953), последнего дореволюцион-ного русского писателя-классика – про-заика, поэта, переводчика и первого русского нобелевского лауреата (1933) по литературе.

Иван Алексеевич Бунин родился в Во-ронеже в обедневшей дворянской се-мье. Детство и юность провёл в дерев-не. Писать и печататься начал с 17-ти лет. Очень скоро на него обратила вни-мание критика. Трижды книги Бунина отмечались высшей наградой Россий-ской академии наук — премией имени Пушкина. 
И.А. Бунин не принадлежал ни к одной литературной школе, мало вращался в литературной среде, много жил в дере- вне, много путешествовал по России и за её пределами: в Италии, Турции, Гре-ции, Палестине, Египте, Алжире, Тунисе, в тропиках. 

Бунин отличался независимостью суж-дений и по меткому выражению Геор-  гия Адамовича «людей видел насквозь, безошибочно догадывался о том, что они предпочли бы скрыть».

"Популярность моя началась с того вре-мени, когда я напечатал свою «Дерев-ню». Это было начало целого ряда мо-их произведений, резко рисовавших русскую душу, её светлые и тёмные, часто трагические основы. В русской критике и среди русской интеллиген-ции, где, по причине незнания народа или политических соображений, народ почти всегда идеализировался, эти «беспощадные» произведения мои вы-звали страстные враждебные отклики. В эти годы я чувствовал, как с каждым днём крепнут мои литературные силы.

Но тут разразилась война, а затем ре-волюция. Я был не из тех, кто был ею застигнут врасплох, для кого её разме-ры и зверства были неожиданностью, но всё же действительность превзошла все мои ожидания: во что вскоре прев-ратилась русская революция, непоймёт никто, её не видевший. Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто не утратил образа и подобия Божия, и из России, после захвата власти Ле-ниным, бежали сотни тысяч людей, имевших малейшую возможность бежать. 

Я покинул Москву 21 мая 1918 года, жил на юге России, переходившем из рук в руки белых и красных, и 26 янва-ря 1920 г., испив чашу несказанных ду-шевных страданий, эмигрировал спер-ва на Балканы, потом во Францию. Во Франции я жил первое время в Париже, с лета 1923 г. переселился в Примор-ские Альпы, возвращаясь в Париж только на некоторые зимние месяцы. 

В 1933 году получил Нобелевскую пре-мию. В эмиграции мною написано де-сять новых книг».
(Иван Бунин. «Автобиографические заметки»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий