Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 12 октября 2022 г.

«ДЕТСТВО В СОЛНЕЧНОЙ ПЫЛИ»

«Мальчик был особенный. Из тех маль-чиков, что шалят-шалят, вдруг притих-нут и задумаются... И такое напридума-ют, что и выговора серьёзного сделать нельзя, – начнёшь выговаривать, да сам и рассмеёшься»...

Эти строчки Саша Чёрный, написал сам о себе. Он родился в Одессе в много-детной семье провизора Гликберга. В этой семье был ещё один Саша – блон-дин, а потому – Белый. А будущий поэт родился брюнетом. Первое стихотворе-ние — сатира «Чепуха» под псевдони-мом «Саша Чёрный» было напечатано в Петербурге в журнале «Зритель» в 1905 году:

...Взял Линевич в плен спьяна
Три полка с обозом...
Умножается казна
Вывозом и ввозом.

Витте родиной живёт
И себя не любит.
Вся страна с надеждой ждёт,
Кто её погубит...

Разорвался апельсин
У Дворцова моста...
Где высокий гражданин
Маленького роста?..

Высшей милостью труха
Хочет общей драки...
Всё на свете – чепуха,
Остальное – враки...

Журнал в результате закрыли. Саша Чёрный попал в число неблагонадёж-ных, а произведения его были запреще-ны цензурой.

В 1906 году поэт уехал в Германию, где продолжил образование в Гейдельберг-ском университете.

Когда Саша Чёрный вернулся в Петер-бург в 1908 году, он стал сотрудничать в юмористическом журнале "Сатирикон", в котором собралась замечательная команда талантливых острословов: Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи, Осип Перельман. 

Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, дом 9, но писатели любили проводить «планёрки» в ресто-ранах, где шумно обсуждали очередной номер. Журнал выходил каждую неде-лю по субботам. 

«Получив свежий номер журнала, чита-тель прежде всего искал в нём стихов Саши Чёрного. Не было такой курсист-ки, такого студента, такого врача, адво-ката, учителя, инженера, которые не знали бы их наизусть», – так свидетель-ствовал Корней Чуковский.

Революцию поэт не принял, как и мно-гие его коллеги по «Сатирикону», кото-рые так радовались падению царского режима. В 1920 году Саша Чёрный эми-грировал и познал всю тяжесть изгна-ния. Жил в Литве, Берлине, Риме. В 1924 году окончательно перебрался во Францию. Очень тосковал по родине. Писал о ней с большой буквы:

***
Прокуроров было слишком много!
Кто грехов Твоих не осуждал?..
А теперь, когда темна дорога,
И гудит-ревёт девятый вал,

О Тебе, волнуясь, вспоминаем, –
Это всё, что здесь мы сберегли...
И встаёт былое светлым раем,
Словно детство в солнечной пыли...
1920

Комментариев нет:

Отправить комментарий