Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 7 октября 2022 г.

«ГОРЕ ОДНОМУ, КОГДА УПАДЁТ...» (ИЗ РАССКАЗОВ О ТАТЬЯНЕ ФЁДОРОВНЕ)


Татьяна Фёдоровна как-то призналась, что не является большой поклонницей творчества Марины Цветаевой. В поэ-зии у неё были совсем другие пристра-стия и приоритеты. Это обстоятельство не мешало, однако, ей участвовать в Цветаевских научных конференциях. И не удивительно. Татьяна Фёдоровна бы-ла увлечённым и очень разносторон-ним человеком. Её интересы не ограни-чивались только профессиональными рамками. Она была глубоким и вдумчи- вым читателем, страстным коллекцио-нером, до последних лет заядлым путе- шественником... 

И интерес к Цветаевой, наверно, боль-ше объяснялся извечной её любозна-тельностью и желанием до всего самой докопаться. Кроме того, Татьяна Фёдо-ровна жила в Королёве, в котором, как известно, расположен Болшевский му-зей, здесь Цветаева с семьёй провела после эмиграции чуть меньше полуго-да, очень страшное для семьи время. Это не могло пройти незамеченным для Татьяны Фёдоровны, на такое со-седство она обязательно отзывалась.

А ещё она достаточно тесно дружила с Надеждой Валеевой, в то время препо-давателем Елабужского пединститута, которая вместе с мужем Наилем Валее-вым была одним из организаторов Ме-ждународных Цветаевских чтений в Елабуге. Их связывало ещё и то, что первая специальность Надежды Генна-дьевны – тоже библиотечная. Мы учи-лись в Елабуге в одно время, с разни-цей в один год. Много лет спустя она напишет книгу об истории библиотеч-ного образования в Елабуге и библио-течном отделении городского культпро-светучилища и подарит её Татьяне Фё-доровне.

Н.Г. Валеева, зная о разносторонности Татьяны Фёдоровны, её прекрасных ораторских качествах и безотказности, и предлагала ей тогда участие в Чте-ниях.

В августе 2006 года по приглашению Н.Г. Валеевой Татьяна Фёдоровна пла-вала на Цветаевском теплоходе, кото-рый повторял последний маршрут Ма-рины Ивановны, отправившейся в авгу-сте 1941 года с сыном Георгием в эва-куацию из Москвы в Елабугу по Волге-Каме. Пассажиры теплохода не просто плавали, повторяя известный марш- рут, и посещали встречавшиеся на пути города. На борту теплохода проходили очередные научные Чтения, которые регулярно проводят московский Дом М.Цветаевой и Елабужский музей-запо-ведник, то есть все восемь дней плава-ния проходили выступления известных цветаеведов страны и зарубежья,здесь были представлены все или почти все имеющиеся в стране цветаевские му-зеи, среди участников были также поэ-ты, писатели, литературоведы, препода-ватели вузов... И Татьяна Фёдоровна была здесь среди докладчиков. О том, что мы с ней плавали тогда на одном теплоходе, выяснилось только через семь лет, в Дагестане, уже при близком знакомстве.
А на днях на цветаевской полке я обна-ружила сборник материалов IV Между-народных Цветаевских чтений «Марина Цветаева в контексте культуры Сереб-ряного века» (Елабуга, 2008) и имя Та-тьяны Фёдоровны среди его авторов. В сборнике опубликована её статья «Со-ционика: на пути к разгадке феномена Марины Цветаевой».
Соционика – относительно молодая на-ука, которая может служить ключом к познанию сути личности.С её помощью Татьяна Фёдоровна пыталась ответить на два вопроса: 1) к какому социотипу принадлежала Цветаева, и ответ на этот вопрос помогал выяснить, 2) с кем поэт могла бы составить дуальную па-ру, чтобы исключить добровольный уход из жизни. И, используя возможно-сти соционики, наш профессор предпо-ложила с большой долей вероятности, что по социотипу М.Цветаева – этико-интуитивный экстраверт. А положите-льное, целительное воздействие на неё могли оказать, будь они в Елабуге, ря-дом с Мариной, самые близкие для неё люди – её дочь Ариадна Эфрон и млад-шая сестра Анастасия. А ещё совсем молодая в то время почитательница М.Цветаевой – Лидия Либединская, впоследствии известный писатель, ко-торая до конца жизни утверждала, что, если бы в то злополучное время была рядом с Мариной, трагедия бы не прои-зошла. И я вот, например, очень даже Либединской верю. 

Конечно, это всё гипотезы, но они под-тверждаются косвенно словами из «Книги Экклезиаста», которыми и за-вершает своё выступление Татьяна Фёдоровна. Эти слова звучат так:

«ГОРЕ ОДНОМУ, КОГДА УПАДЁТ, А ДРУГОГО НЕТ, КОТОРЫЙ ПОДНЯЛ БЫ ЕГО».

И сразу вспомнился уход самой Татьяны Фёдоровны. Как будто предрекла...

Комментариев нет:

Отправить комментарий