Эпические произведения Льва Мея за- трагивают масштабные исторические события. В его творчестве есть ряд сти-хотворных драм на сюжеты из древне-русской жизни. Они были замечены со-временниками поэта и пользовались у читателей широкой популярностью.
Но после смерти поэта драмы Мея, уже сошедшие с драматической сцены, сох-ранились в истории благодаря гениаль-ному музыкальному воплощению в операх Н.А. Римского-Корсакова.
«Псковитянка» (1872) стала оперным дебютом композитора, а за год до «Царской невесты» была создана одноактная опера «Боярыня Вера Ше-лога» (её ещё называют прологом к «Псковитянке»).
«Царская невеста» (1898) была девятой оперой Римского-Корсакова и его тре-тьим обращением к исторической дра-матургии Льва Мея. Композитор сам написал либретто, причём, сохранил не только общий план драмы, но и многие тексты из неё.
Действие драмы Мея «Царская невес-та» происходит в годы царствия Ивана Грозного в опричной Александровской слободе. И царь здесь выступает как беспощадно и болезненно подозрите-льный и жестокий тиран. Сюжет осно-ван на подлинной судьбе третьей жены царя Ивана Марфы Собакиной, умер-шей через две недели после свадьбы.
Ты краса ли моя девичья,
Ты коса ль моя трубчатая,
Не на радость ты мне, девице,
Не в утеху доставалася:
Что тебе ли, русской косынке,
Люди добрые завидуют,
За тебя ли, косу русую,
Извели меня младёшеньку,
Зельем – лютою травою...
Ох, не зельем извели меня,
Опоили не отравою,
А извёл меня соколий глаз,
Опоила речь медовая!
(Л.Мей. Отрывок из «Царской невесты»)
Интересно, что в опере «Царская невес-та» продолжилось начатое ещё в «Сад-ко» сотрудничество Римского- Корсако-ва и Врубеля, работавшего над создани-ем театральных декораций к спектак-лю. Кроме того, партия Марфы в «Цар-ской невесте» писалась специально для Надежды Ивановны Забелы-Вру-бель, которая очень любила творчество Римского-Корсакова ещё со времён «Садко», где она тоже пела.
А вот так в шутливой форме компози-тор характеризует своё произведение в письме к своему товарищу:
«… было б хорошо, когда б в Вечашу
Приехали вы к нам, на долю нашу
Взглянуть, послушать Царскую невесту.
В ней есть Andante, Moderato, Presto,
Ансамбли, арии, речитативы,
Мелодии, аккорды, лейтмотивы.
И кривда драматическая есть,
А правды музыкальной и не счесть…».
Премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» по одноимённой драме Льва Мея состоялась в Москве в 1899 году и прошла с блестящим успехом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий