Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 10 февраля 2023 г.

ОПЕРЫ РИМСКОГО-КОРСАКОВА НА СЮЖЕТЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ДРАМ ЛЬВА МЕЯ


Эпические произведения Льва Мея за- трагивают масштабные исторические события. В его творчестве есть ряд сти-хотворных драм на сюжеты из древне-русской жизни. Они были замечены со-временниками поэта и пользовались у читателей широкой популярностью. 

Но после смерти поэта драмы Мея, уже сошедшие с драматической сцены, сох-ранились в истории благодаря гениаль-ному музыкальному воплощению в операх Н.А. Римского-Корсакова.

«Псковитянка» (1872) стала оперным дебютом композитора, а за год до «Царской невесты» была создана одноактная опера «Боярыня Вера Ше-лога» (её ещё называют прологом к «Псковитянке»).  

«Царская невеста» (1898) была девятой оперой Римского-Корсакова и его тре-тьим обращением к исторической дра-матургии Льва Мея. Композитор сам написал либретто, причём, сохранил не только общий план драмы, но и многие тексты из неё.

Действие драмы Мея «Царская невес-та» происходит в годы царствия Ивана Грозного в опричной Александровской слободе. И царь здесь выступает как беспощадно и болезненно подозрите-льный и жестокий тиран. Сюжет осно-ван на подлинной судьбе третьей жены царя Ивана Марфы Собакиной, умер-шей через две недели после свадьбы.  

Ты краса ли моя девичья,
   Ты коса ль моя трубчатая,
      Не на радость ты мне, девице,
         Не в утеху доставалася:
            Что тебе ли, русской косынке,
               Люди добрые завидуют,
                  За тебя ли, косу русую,
                      Извели меня младёшеньку, 

Зельем – лютою травою... 
Ох, не зельем извели меня, 
 Опоили не отравою,                 
А извёл меня соколий глаз, 
Опоила речь медовая! 
(Л.Мей. Отрывок из «Царской невесты») 

Декорации Врубеля к опере «Царская невеста»

Интересно, что в опере «Царская невес-та» продолжилось начатое ещё в «Сад-ко» сотрудничество Римского- Корсако-ва и Врубеля, работавшего над создани-ем театральных декораций к спектак-лю. Кроме того, партия Марфы в «Цар-ской невесте» писалась специально для Надежды Ивановны Забелы-Вру-бель, которая очень любила творчество Римского-Корсакова ещё со времён «Садко», где она тоже пела.

Марфа из «Царской невесты» в исполнении Н.И. Забелы-Врубель 

А вот так в шутливой форме компози-тор характеризует своё произведение в письме к своему товарищу:

«… было б хорошо, когда б в Вечашу
Приехали вы к нам, на долю нашу
Взглянуть, послушать Царскую невесту.
В ней есть Andante, Moderato, Presto,
Ансамбли, арии, речитативы,
Мелодии, аккорды, лейтмотивы.
И кривда драматическая есть,
А правды музыкальной и не счесть…».

Премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» по одноимённой драме Льва Мея состоялась в Москве в 1899 году и прошла с блестящим успехом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий