Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

вторник, 14 февраля 2023 г.

«И ПЕТЬ ВЕСЬ ВЕЧЕР БЫЛ ГОТОВ... ШАЛЯПИН БЕЛОКУРЫЙ»


С.Я. Маршак. Ш а л я п и н

В тот зимний день Шаляпин пел
На сцене у рояля.
И повелительно гремел
Победный голос в зале.

Дрожал многоэтажный зал,
И, полный молодёжи,
Певцу раёк рукоплескал,
Потом – партер и ложи.

То – Мефистофель, гений зла, –
Он пел о боге злата,
То пел он, как блоха жила
При короле когда-то.

Казалось нам, что мы сейчас
Со всей галёркой рухнем,
Когда величественный бас
Затягивал: «Эй, ухнем!»...

Ещё гимназистом Маршак познакомил-ся в Петербурге с известным критиком В. В. Стасовым, который сыграл боль-шую роль в формировании художест-венного вкуса и развитии общего круго-зора юного Маршака. «Стасов был для меня, как бы мостом чуть ли не в пуш-кинскую эпоху. Ведь он родился в янва-ре 1824 года» (С.Я.Маршак. О себе).

...Во дни рождений, именин
На стасовском рояле
Когда-то Римский, Бородин
И Мусоргский играли.

Тревожил грузный Глазунов
Всю ширь клавиатуры,
И петь весь вечер был готов
Под шум деревьев и кустов
Шаляпин белокурый.
(С.Я.Маршак. Владимир Стасов)

Однажды на даче у Стасова молодой Маршак встретился с Горьким и Шаля-пиным, и эта встреча стала новым по-воротом в его судьбе:

«Узнав от Стасова, что с переезда в Пи-тер я часто болею, Горький предложил мне поселиться в Ялте. И тут же обра-тился к Шаляпину:"Устроим это,Фёдор?" – "Устроим, устроим!" – весело ответил Шаляпин...» (С.Я. Маршак. О себе).

Горького, как и Стасова в своё время, заинтересовали первые литературные опыты Маршака и он помог тогда боль-ному юноше переехать в Ялту, посту-пить там в гимназию и начать лечение. С осени того же 1904 года Шаляпин и Горький оплачивали его обучение в ялтинской гимназии...

Стасов переписывался с Маршаком на протяжении всего их знакомства с 1902 до самой смерти критика в 1906 году, поддерживая в трудные минуты и по-могая советами начинающему поэту.

В 1962 году Маршак писал Е.П. Пешко-вой о письмах Стасова к нему: «Прямо удивительно, что он писал такие серь-ёзные письма мальчику».

В начале 50-х годов С.Я.Маршак закон-чил книгу «Начало века» под общим заголовком «Времена и люди». А в декабрьском номере журнала «Новый мир» за 1954 год он опубликовал стихи из этой книги о своих учителях и благо-детелях: «Начало века», «Владимир Стасов», «Молодой Горький», «Ялта», «Шаляпин».

«Шаляпин» ... вижу пред собой,
Как буквами большими
Со стен на улице любой
Сверкает это имя.

Хотя у Маршака и сказано: «на улице любой», но в памяти в первую очередь возникает улица Баумана в родной для Шаляпина Казани, памятник здесь ве-ликому басу, поставленный в послед-ний год ХХ века, и рядом Богоявлен-ский собор, в котором певца в младен-честве крестили.

Шаляпин очень любил Казань, называя её в письмах к Горькому «прекрасней-шим городом в мире». Сюда он не раз возвращался уже прославленным пев-цом, и каждый раз его с восторгом встречала казанская публика. Федор Иванович завещал: «Где бы я ни умер, даже за границей, пусть меня похоро-нят на Волге…».  

В день рождения певца, когда вся стра-на отмечает его 150-летний юбилей, в Казани на фасаде дома Лисицына-Еме-лина (улица Пушкина, дом 10), во фли-геле которого 13 февраля 1873 года появился на свет и провёл детство будущий оперный певец, установлена мемориальная доска памяти великого баса Фёдора Шаляпина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий