Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 24 февраля 2023 г.

ТОНКИЙ ЛИРИК, ВИРТУОЗ СТИХА... ЛЬВУ МЕЮ – 200 ЛЕТ


Лев Мей. Колыбельная песня

Баю-баюшки-баю,
Баю Оленьку мою!
Что на зорьке-на заре,
О весенней о поре,
Пташки божии поют,
В тёмном лесе гнёзда вьют.
Соловейка-соловей,
Ты гнезда себе не вей:
Прилетай ты в наш садок, —
Под высокий теремок.
Под кусточком попорхать,
Спелых ягод поклевать,
Солнцем крылышки пригреть,
Оле песенку пропеть.
Баю-баюшки-баю,
Баю Оленьку мою!
1849 (?)

Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения Льва Александровича Мея (1822-1862). В русскую поэзию Лев Мей вошёл как тонкий лирик, виртуоз стиха и талантливый переводчик. Сегодня поэта Мея, к сожалению, не часто вспо-минают, он не входит в школьную про-грамму. Я тоже не смогла вспомнить наизусть ни одной его строчки, как по-мнятся, например, стихи других поэтов его времени.

Творческая позиция поэта определя-лась уходом в историческое прошлое либо в мир личных чувств. Впрочем, Мея-разночинца и современность тоже интересовала, и демократическим мотивам некрасовской школы он не был чужд. Очень много лирических стихотворений Льва Мея, положенных на музыку крупными русскими компо-зиторами, стали известными роман-сами. А исторические драмы Льва Мея положены в основу знаменитых опер Римского-Корсакова "Царская невеста" и "Псковитянка".

Тема вольного Новгорода была очень популярна у современников Льва Мея. Интерес к новгородской истории не обошёл стороной и его самого. Поля Новгородской летописи, одолженной у знакомого, были исписаны заметками вдумчивого читателя Мея. Впечатления от древнего текста потом отразились в произведениях зрелого творчества – «Волхв» и «Александр Невский».

Но самым известным на новгородскую тему стало юношеское стихотворение Л.Мея «Вечевой колокол». Оно написа-но 17-летним поэтом, тогда воспитан-ником Царскосельского лицея. А опуб-ликовано Герценом и Огарёвым в Лондоне, в альманахе «Голоса из России» в 1856 году, ещё при жизни поэта.

Это песня вечевого набатного колоко-ла, который прощается с любезным новгородским отечеством перед ссыл-кой в Москву. С последней просьбой обращается колокол к Волхову: 

«Слушай… нынче, старый друг мой, 
по тебе я поплыву,
Царь Иван меня отвозит 
во враждебную Москву.
Собери скорей все волны, 
все валуны, все струи –
Разнеси в осколки, в щепки 
ты московские ладьи,
А меня на дне песчаном 
синих вод твоих сокрой
И звони в меня почаще 
серебристою волной:

– Может быть, из вод глубоких, 
вдруг услыша голос мой,
И за вольность, и за вече 
встанет город наш родной».

Над рекою, над пенистым Волховом,
На широкой Вадимовой площади,
Заунывно гудит-поёт колокол;
Волхов плещет и бьётся и пенится
О ладьи москвитян острогрудые,
А на чистой лазури, в поднебесье,
Главы храмов святых, белокаменных
Золотистыми слёзками светятся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий