Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

вторник, 6 декабря 2022 г.

ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ НЕКРАСОВА

 Исаак Левитан. Лес зимой 

Н.А.Некрасов. О  п о г о д е.
Крещенские морозы (отрывок)

«Государь мой, куда вы бежите?»
– «В канцелярию; что за вопрос?
Я не знаю вас!» – «Трите же, трите
Поскорей, бога ради, ваш нос!
Побелел!» – «А! Весьма благодарен!»
– «Ну, а мой-то?» – «Да ваш лучезарен!»
– «То-то! – принял я меры...» – 
«Чего-с?»
– «Ничего. Пейте водку в морозы –
Сбережёте, наверно, ваш нос,
На щеках же появятся розы!».
1863-1865
И.Левитан. Весна. Большая вода

Н.А.Некрасов. З е л ё н ы й  Ш у м 
(отрывок)
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако – всё зелено:
И воздух, и вода!

Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая берёзонька
С зеленью косой!
Шумит тростинка малая, 
Шумит высокий клён...
Шумят они по-новому,  
По-новому, весеннему...

Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
1863

И.Левитан. Рожь

Н.А.Некрасов. Тишина (отрывок)

Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примеренье с горем,
И не нашёл я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев мою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнула – и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!..
1858

Исаак Левитан. Осень. Дорога в деревне 

Н.А.Некрасов. Несжатая полоса (отрывок)

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зёрна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьёт...
Где же наш пахарь? чего ещё ждёт?

Или мы хуже других уродились?
Или не дружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»
1854

Комментариев нет:

Отправить комментарий