Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 10 декабря 2022 г.

«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ...»

Портрет поэта из фильма Игоря Золо-тусского

200 лет назад родился Николай Алексе-евич Некрасов (10.12.1821 – 8.01.1878) – великий русский поэт, писатель, дра-матург и публицист. 

Некрасов любил людей и сострадал им, он был поэтом-гражданином, обладав-шим очень мощным талантом. Его про-никновенные произведения, отразив-шие русский дух, народное искусство, устремлённость народную к самобыт-ности и гармонии, стали частью длин-ного списка отечественной литературы, составившей гордость и славу велико-го культурного наследия России. 

Некрасов Н.А. Полное собрание стихотворений. В 3-х томах. Т.1. – Пушкинский Дом, 2021. – (Серия "Новая библиотека поэта")

Одно из программных произведений Н.А. Некрасова:

Элегия
                                             А.Н.Е⟨рако⟩ву
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть её должна,
Не верьте, юноши! не стареет она.

О, если бы её могли состарить годы!
Процвёл бы божий мир!.. 
Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, 
служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, 
прекраснее союза!..

Толпе напоминать, 
что бедствует народ,
В то время как она ликует и поёт,
К народу возбуждать 
вниманье сильных мира –
Чему достойнее служить 
могла бы лира?..

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — 
и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу 
не каждый воин,
Но каждый в бой иди! 
А бой решит судьба...

Я видел красный день: 
в России нет раба!
И слёзы сладкие я пролил в умиленье...
«Довольно ликовать 
в наивном увлеченье, –
Шепнула Муза мне. — 
Пора идти вперёд:
Народ освобождён, 
но счастлив ли народ?..»

Внимаю ль песни жниц 
над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком 
довольное дитя,
Сверкают ли серпы, 
звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, 
крестьянская страда?
И рабству долгому 
пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? 
в напевы сельских дев?
Иль так же горестен 
нестройный их напев?..»

Уж вечер настаёт. 
Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, 
уставленным стогами,
Задумчиво брожу 
в прохладной полутьме,
И песнь сама собой 
слагается в уме,
Недавних, тайных дум 
живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. 
Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор 
ей шлёт свои отзывы,
И лес откликнулся... 
Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он — 
и не даёт ответа...
1874

Комментариев нет:

Отправить комментарий