Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 16 декабря 2022 г.

ПОСЛЕДНИЙ НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИК

ГенрихГейне (1797-1856)

Б о ж ь я   ё л к а
Ярко звёздными лучами
Блещет неба синева.
– Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звёзд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно ёлка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звёзд лучистых
Вся украшена она?

– Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира ёлка 
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звёзды 
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые –
Для людей – благоволенье,
Мир и правда – для земли.

Германия. Зимняя сказка 

13 декабря родился великий немецкий поэт-романтик, публицист, критик Ген-рих Гейне (1797-1856).

Гейне родился в Дюссельдорфе. Ран-нее детство поэта прошло в условиях французской оккупации, вызванной наполеоновскими войнами. В это вре-мя из Франции во все уголки Европы активно экспортировались либераль-ные идеи и принципы, кото- рые Гейне – поэт с чуткой душой и острым, жи-вым умом – с юности воспринял и глу-боко в себя впитал. Поэт был увлечён социалистическими идеями, дружил с Карлом Марксом. Почти всю жизнь он прожил во Франции как политический эмигрант, но постоянно был озабочен судьбой своего народа и своих совре-менников.

Генрих Гейне обогатил мировую литера-туру творениями, которые не могли не перерасти государственные и кален-дарные границы. Яpчaйшим пepиoдoм его твopчecтвa стали 1843-1844 годы. В это время oн нaпиcaл лучшие свои про-изведения: пoэмы «Гepмaния. 3имняя cкaзкa» и «Aттa Tpoлль», в которых вы-cмeял милитapизм и нaциoнaлизм poд-нoй cтpaны и вocпeл бopющyюcя зa co-циaльныe пpeoбpaзoвaния Гepмaнию.

Германия. Зимняя сказка
(отрывок)

То было печальной ноябрьской порой;
Мрачнее день становился,
Рвал ветер поблёкшие листья с ветвей,
И я в дорогу пустился.

И чуть до границы доехал, в груди —
Почувствовал — застучало
Сильней, и кажется даже, в глазах
Мокренько будто бы стало.

И чуть я услышал немецкий язык,
В душе у меня ощутилось
Вдруг странное что-то: казалось, кровь
Из сердца нежно сочилась.

Малютка-артистка запела; она
И очень чувствительно пела,
И очень фальшиво, но тронуть меня
Игрой глубоко сумела.

Мне пела она про любовь, про её
Мученья, жертвы, свиданья —
Там, в выси небесной, в иной стране,
Где все исчезнут страданья.

Мне пела она о юдоли земной,
О счастьи, столь скоротечном,
О мире загробном, где дух, просветлён,
В блаженстве плавает вечном...
(Пер. с нем. П.И. Вейнберга)

Комментариев нет:

Отправить комментарий