Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

суббота, 3 декабря 2022 г.

БАЛЬМОНТ О БЛОКЕ-2

К.А.Сомов. Портрет А.Блока. 1907 
(Гос. Третьяковская галерея)

«... Эти встречи живут во мне ярко, – и с чёткостью, с яркостью лучистой, как это бывает в красивом или жутком или жутко-красивом сне, я вижу сейчас красивое, мужественное лицо Блока, его глубокие умные глаза, слышу его голос, полный скрытого значения, его немногословная речь говорит душе много, я ощущаю тишину Блока, в моей душе, дрогнув от соприкосновения с зорким духом, воцаряется её собствен-ная, ей свойственная, с нею содружная тишина, и я снова и снова чувствую боль и нежность,беспричинную любовь к братской душе, которая идёт неизъяс-нимо-трудным путём, но не скажет, ни-кому не скажет о своих великих трудно-стях, о своём неизбежном одиночестве, и вот сейчас уйдёт, чтобы безгласно и глубоко говорить с далью, и с ветром, и с мерцанием снега, и с звездой в холо-дной выси, и с перебивающимся, само-му себе противоречащим, самого себя жалеющим звуком далёкого колоколь-чика.

Исаак Левитан. Вечерний звон 

...Третья встреча, за дружеским ужином у Сологуба, очаровательного поэта, оча-ровательного хозяина и человека с ост-рым проникновенным умом, явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавлен-ным этой любовью целой жизни,он был похож на рыцаря, который любит Недо-сяжимую, и сердце его истекает кро-вью от любви, которая не столько есть счастье, сколько тяжёлое, бережно не-сомое бремя.Казалось, что Блок пони-кал, пригибался, что тяжесть, которую он нёс, была слишком велика даже и для его сильных рук, даже и для его упрямства, священного, как обеты сре-дневековья.

Вторая встреча, когда он сидел в углу молча и мы обменялись лишь двумя-тремя словами, всего красноречивее сейчас поёт в моей памяти. Я никогда не видал, чтобы человек умел так кра-сиво и выразительно молчать. Это мол-чанье говорило больше, чем скажешь какими бы то ни было словами...». 
(Константин Бальмонт. Три встречи с Блоком. Газета "Звено", 1923, 19 марта)

Александр Блок

Русь моя, жизнь моя, 
вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль 
разлучиться, раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что́ там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых...

Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь 
не дошла...
Соколов, лебедей 
в степь распустила ты —
Кинулась и́з степи черная мгла...

За́ море Чёрное, за́ море Белое
В чёрные ночи и в белые дни
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни...

Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим...
Что́ же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?
1910

Комментариев нет:

Отправить комментарий