Адриан Митрофанович Топоров – учи-тель, просветитель, писатель. С 1920 по 1932 год он читал вместе с коммунара-ми «Майского утра» (взрослыми людь-ми) произведения классиков и совре-менных авторов. Прочитанные книги обсуждали, о них спорили. И на основе этого материала Топоров написал попу-лярную книгу, ставшую впоследствии библиографической редкостью, – «Кре-стьяне о писателях». Впервые она была издана в 1930 году.
12 марта 1928 года Топоров предложил крестьянам для чтения стихотворение Блока "Лишь заискрится бархат небес-ный...". Это было первое обращение крестьян к творчеству Блока.
Топоров пишет: "Меня предупреждали, что читать крестьянам Блока – значит безвинно распинать его. Я поддался этому внушению. Но как-то под руку в "Красной нови" попалось мне "Лишь заискрится...".
Я отважился прочесть его публике".
***
Лишь заискрится бархат небесный
И дневные крики замрут,
Выхожу я улицей тесной
На сверкающий льдистый пруд.
Лишь заслышу издали скрипки
И коньков скрежещущий ход,
Не сдержу весёлой улыбки
И сбегу на серебряный лёд.
Там среди толпы беспокойной
Различу я твой силуэт,
Очертанья фигуры стройной
И широкий белый берет.
Буду слушать скрипок аккорды
Под морозный говор и крик
И, любуясь на профиль гордый,
Позабудусь на миг, на миг.
Я уйду, очарованный взглядом,
И, не раз обернувшись вслед,
Посмотрю, возвращаясь садом,
Не мелькнёт ли белый берет?
1905
Приведу отрывочек обсуждения этого стихотворения Блока крестьянами, ко-торое Топоров предлагает вниманию читателей:
«К о р л я к о в а Н.В. Печально и хорошо. Кто не любил, тот не поймёт.
Т и т о в Н.И. Да как сказать? Мысли не шибко хорошие, но составлено подхо-дяще.
С т е к а ч е в Т.В. Лежал бы да лежал под этот стих. Подумаешь, какая драго-ценность! Хоть бы лицо девушки как следно описал. Это стихотворение – мёрзлое. У Фета – "Шёпот" – не то. Там любовь и природа.
Т у б о л ь ц е в И.И. Выглажено здесь всё. Само по себе стихотворение раду-ет, а мысли в нём нет. Чем человек страдал – не описано.
Т и т о в а А.И. "Он", видно, к "ней" не подходил, не говорил с "ней". Не выра-жается это в стихе, как надо бы.
Т и т о в а Л.Г. "Он" об ей страждал, скучал – и только.
Т и т о в а А.И. Когда один "он" стражда-ет, то не так это трогает...
Ш и т и к о в Д.С. Мастер хорош, а мате-рьял – грош. Красивая печаль дадена в стиху. Можно сказать, автор из ерунды слепил штуку. А из хорошего матерьялу этот Блок лучше сотворил бы...
С т е к а ч е в Т.В. Есть чуткие строки.
Б о ч а р о в а П.Ф. О себе только писа-тель пишет, о других – не явственно...
К о р л я к о в а Н.В. Хоть глазочком од-ним "он" стремился глянуть на "неё"! Кто холостой, тот знает это дело... Ду-шевный стих!»
После обсуждения Топоров подводит итог:
«ОБЩЕЕ МНЕНИЕ. И это "эфирное" про-изведение многим понравилось и потя-нуло к большим вещам Блока.
Стих – про любовь, но "распутного" в нём нет. Полезного – тоже. Кое-кто и в деревне прочтёт его с интересом. Автор – мастер стиха. Желательно бы прослу-шать его большие произведения».
Так, вопреки предупреждениям, чтение одного стихотворения Блока подвигло крестьян продолжить знакомство с его творчеством. И следующая запись То-порова в книге – обсуждение с кресть-янами поэмы Блока "Двенадцать".
Комментариев нет:
Отправить комментарий