Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 8 декабря 2022 г.

АФАНАСИЙ ФЕТ В СЕРИИ «ЖЗЛ»


Афанасий Фет – признанный классик, его произведения включены в школь-ную программу. Но хороших подробных биографических книг о нём выходило не часто. Поэтому не просто так "Новая газета" считает, что публикация книги Михаила Макеева об А.А.Фете в серии ЖЗЛ входит в список важнейших лите-ратурных событий 2020 года. И не толь-ко потому, что этот год для поэта юби-лейный. Важно также то, что жизнь Фета позволяет достаточно подробно разглядеть ряд очень интересных осо-бенностей хозяйственной, военной, ду-ховной, политической жизни поздней предреволюционной России и сопоста-вить их с Россией сегодняшней.

Автор жизнеописания Фета не совер-шил какие-то крупные открытия, но он свёл воедино все эпизоды биографии поэта и приложил к ним психологичес-кий комментарий. Он рассказал, в част-ности, о мировоззрении поэта, о его увлечении философскими концепция-ми Шеллинга и Шопенгауэра. Не забу-дем, что Фет закончил в Московском университете философский факультет и многие работы немецких философов переводил на русский язык. 

М. Макеев подробно рассказал и о фер-мерской деятельности поэта в Степано-вке. Организуя прибыльное сельхозяй-ственное производство в своей усадь-бе, нежный лирик с самого начала рас-сматривал эту работу как «коммерчес-кое предприятие», в основе которого не барщина, а трудовой договор. Фет опуб-ликовал в журналах несколько публи-цистических очерков из Степановки (они, кстати сказать, были переизданы в начале 2000-х), которые являются по-учительными и для современной Рос-сии. В них Фет создал образ помещика-буржуа нового типа, пришедшего на смену дворянину-землевладельцу. Это перерождение лирического поэта в от-менного, как отмечал Лев Толстой, фер-мера шокировало многих современни-ков Фета.

Главными проблемами, которые пре-пятствуют расцвету крестьянской стра-ны, Фет считал, во-первых, отсутствие уважения к закону и недостаток внят-ных общепринятых правил. А во-вто-рых, общину. Она, с одной стороны, не даёт крестьянину умереть с голоду, а с другой — препятствует его развитию как работника и потребителя. На конк-ретных примерах Фет доказывал, что законы в царской России гораздо боль-ше на стороне работника, чем нанима-теля. Кроме того, и «царь, склонный к защите «слабых», ненавидевший буржу-азию и капиталистов, был намерен не только сохранить, но и укрепить общин-ное землевладение». Позже основные идеи Фета попытался воплотить рефор-матор Столыпин, но не успел.

Афанасий Фет умер незадолго до насту-пления ХХ века, который не оправдал ни романтических, ни практических его ожиданий. Он остался в памяти сооте-чественников только автором лириче-ских шедевров. А его деловой опыт, гражданская активность, политическая интуиция — всё это России не пригоди-лось. Он всегда был твёрд на позициях певца страны труда и порядка, но Рос-сия пошла другим путём.

Тем не менее судьба Афанасия Фета, немца по крови и русского по духу, «ли-берала до мозга костей» в молодости и убеждённого консерватора в зрелые годы, тонкого лирика и крепкого хозяй-ственника, — это увлекательнейшая ис-тория для каждого россиянина,который пытается сделать свою страну лучше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий