Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 16 мая 2022 г.

КИЕВ МИХАИЛА БУЛГАКОВА

Киев. Андреевский спуск

«Булгаковы жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви – в очень живописном киевском закоулке. За окнами их квартиры постоянно слыша-лись звуки рояля и даже пронзитель-ной валторны. Голоса молодёжи, бегот-ня и смех, споры и пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провин-циальной жизни, своего рода очагами передовой мысли».
(Константин Паустовский)

Дом Турбиных-Булгаковых. Теперь – Литературный музей Михаила Булгакова

Из 49 прожитых лет 28 Михаил Булга-ков провёл в Киеве. Здесь он родился, учился в гимназии, затем закончил медицинский факультет университета. В начале 1918 года вернулся в родной город и вёл здесь врачебную практику. В годы гражданской войны служил врачом в Красном Кресте и военным врачом в казачьем полку. 

Писатель оставил много проникновен-ных, лирических, образных описаний родного города. Киев навсегда запеча-тлён в первом романе «Белая Гвардия» — самом городском, самом революци-онном и ностальгическом произведе-нии Булгакова.

Фабула первого романа Булгакова связана с Киевом. И чтобы читателю легче было ориентироваться в сюжет-ной топографии, данное научное изда-ние "Белой гвардии" из серии "Литера-турные памятники" снабжено вклады-шем – картой Киева начала ХХ века.

Булгаковский Киев многолик, он крутит и кружит, в нём много мест, троп и улиц. Одна из них выводит к Андреев-ской церкви, напротив которой стоит дом, где Михаил Булгаков жил с первой женой Татьяной Лаппой. Ниже, у самого Подола, стоит колокольня церкви Нико-лы Доброго, хранящая память о храме, в котором Булгаков венчался с Татья-ной.

Андреевский спуск — самая булгаков-ская улица мира, «святые места» пок-лонников гения. Подойдя после всех скитаний к порогу главного булгаков-ского дома, можно увидеть и самого Михаила Афанасьевича — отрешённо он сидит на скамейке, через 90 лет вернувшись в любимый город.
Памятник Михаилу Булгакову возле его дома

А дом Турбиных-Булгаковых, о котором так тепло написал Паустовский, — это фантастический мир хмурого декабрь-ского дня, в пространстве, где шкаф оказывается дверью в комнату писа-теля, где падают звёзды, влетая с хло-пьями снега, где роман и реальность переплетены. Здесь полсотни булгаков-ских предметов — и ещё больше пред-метов семьи Турбиных — белых, снеж-ных, туманных.

Понять булгаковский мир без этого погружения в реальность и одновре-
менно — в мистику — невозможно. Мир, в который погружаются посетители, исчез, но оставил множество следов и воспоминаний, благодаря которым можно оказаться на грани реальности и грёз великого киевлянина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий