Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 16 мая 2022 г.

«ДВОЙНОЮ ЖИЗНЬЮ МЫ СЕЙЧАС ЖИВЁМ...»


Всё, что с ней произошло, – это, поми-мо прочего для неё – крушение веры. Когда Берггольц арестовали, она вошла в камеру с мыслью: что там за люди? Что за страшные враги советской вла-сти? Но первое, о чём её спросили жен-щины, сидящие в тюрьме уже много недель, был вопрос: «Мадрид пал?», ведь в тот момент шла война в Испа-нии. Она поняла, что там сидят люди, такие же, как она, и чем больше у неё открывались глаза на происходящий в тюрьме ужас, тем сильнее была её драма, поскольку полностью расстать-ся со своей верой, с иллюзиями, ей было очень трудно, ведь она прежде слишком сильно идентифицировала себя с советской властью. Такая вера, такой тип личности может сегодня у кого-то не вызывать симпатии, но в неискренности её заподозрить нельзя. Поэтому Ольга Берггольц после тюрь-мы, из которой её через некоторое время выпустили, жила в постоянном душевном надломе, психологическом напряжении и просто в реальном страхе.     

***
Я никогда не напишу такого.
В той потрясённой, вещей немоте
ко мне тогда само являлось слово
в нагой и неподкупной чистоте.

Уже готов позорить нашу славу,
уже готов на мёртвых клеветать
герой прописки 
и стандартных справок...

Но на асфальте нашем – 
след кровавый,
не вышаркать его, не затоптать...

III
... Двойною жизнью мы сейчас живём:
в кольце, во мраке, в голоде, в печали
мы дышим завтрашним,
свободным, щедрым днём,
мы этот день уже завоевали.
("Февральский дневник")

***
На собранье целый день сидела –
    то голосовала, то лгала...
Как я от тоски не поседела?
    Как я от стыда не померла?..
Долго с улицы не уходила –
    только там сама собой была.
В подворотне – с дворником курила,
    водку в забегаловке пила...
В той шарашке двое инвалидов
    (в сорок третьем брали Красный Бор)
рассказали о своих обидах,–
    вот – был интересный разговор!
Мы припомнили между собою,
    старый пепел в сердце шевеля:
штрафники идут в разведку боем –
    прямо через минные поля!..
Кто-нибудь вернётся награждённый,
    остальные лягут здесь – тихи,
искупая кровью забубенной
    все свои  н е б ы в ш и е  грехи!
И соображая еле-еле,
    я сказала в гневе, во хмелю:
"Как мне наши праведники надоели,
    как я наших грешников люблю!"
1948

О б е щ а н и е
...Я недругов смертью своей не утешу, 
чтоб в лживых слезах 
захлебнуться могли. 
Не вбит еще крюк, 
на котором повешусь. 
Не скован. Не вырыт рудой из земли. 
Я встану над жизнью 
бездонной своею, 
над страхом её, над железной тоскою... 
Я знаю о многом. Я помню. Я смею. 
Я тоже чего-нибудь страшного стою... 
1952

Комментариев нет:

Отправить комментарий