Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 16 мая 2022 г.

«ИЗ САМАРКАНДА НА ЗАПАД – В ПАРИЖ»

Е.Кругликова. Силуэт М. Волошина

По семейной традиции Волошин посту-пил на юрфак Московского универси-тета, хотя мечтал об историко-филоло-гическом. Учёба неоднократно преры-валась. Сначала он совершил путеше-ствие по Европе, посетив Италию, Швейцарию, Германию и Францию. Потом ему за участие в студенческих беспорядках запретили въезд в Мос-кву, и тогда Волошин, опасаясь пресле- дований, отправился в Среднюю Азию. Это было первое его знакомство с Вос-током, о котором он расскажет потом в стихах. В университет он больше не вернулся. «Юридический факультет об-ратно не влёк...», – объяснял он своё решение. 

А влекло его искусствоведение. «Из Средней Азии пути ведут меня на Запад – в Париж, на много лет учиться: худо-жественной форме – у Франции, чувст-ву красок – у Парижа, логике – у готи-ческих соборов». Первобытный Таш-кент сменяется изысканным Парижем. А матери, оправдываясь, он написал: «Земля такая маленькая планета, что стыдно не побывать везде».

Я возвращался, чтоб взять и усвоить,
Всё перечувствовать, всё пережить,
Чтобы связать полноводное устье
С чистым истоком азийских высот.
С чем мне сравнить ликованье полёта
Из Самарканда на запад – в Париж?

«1901-й год. Ранняя весна. Париж, ул. Баусонад, 17. Ателье Давиденко и Кру-гликовой... Стук в дверь... Стремитель-но появляется толстый юноша с льви-ной шевелюрой, в пенсне на широкой ленте, и заявляет с изысканно-вежли-вым поклоном, что он имеет рекомен-дации со всех концов мира к Елизавете Сергеевне Кругликовой. – "Я Макс Во-лошин". – "Милости просим", – отвечаю я, прерывая работу. "Садитесь"...  "А мо-жно и мне тоже порисовать? Я никогда не пробовал". Даём ему мольберт и бумагу, и он, пыхтя, усердно принима-ется за рисунок». 

Так рассказала известная в то время художница Кругликова о появлении Волошина в Париже. Он уже многое узнал к тому времени. Самостоятельно изучил философию Ницше и В.Соловьё-ва, переводил французских поэтов, писал рецензии и статьи об искусстве, о театре. Природная общительность и темперамент способствовали знаком-ству с писателями Анатолем Франсом и Роменом Ролланом, с великими живо-писцами Пабло Пикассо и Диего Риве-рой. А ещё он изучал Париж, очень по-дробно – не только музеи, театры, биб-лиотеки, но и рынки, кафе, кабаре... Он жил Парижем, его бытом и его искус-ством.

Джон Кук. Сена

Так возник его парижский цикл. Такие стихи пишутся только тогда, когда про-питываешься атмосферой города, его ароматами, буднями.

Париж
1. Д о ж д ь
В дождь Париж расцветает,
Точно серая роза... 
Шелестит, опьяняет
Влажной лаской наркоза.

А по окнам, танцуя
Всё быстрее, быстрее,
И смеясь и ликуя,
Вьются серые феи...

Тянут тысячи пальцев
Нити серого шёлка,
И касается пяльцев
Торопливо иголка

На синеющем лаке
Разбегаются блики...
В проносящемся мраке
Замутились их лики...

Сколько глазок несхожих!
И несутся в смятенье,
И целуют прохожих,
И ласкают растенья...

И на груды сокровищ,
Разлитых по камням,
Смотрят морды чудовищ
С высоты Notre Dame...
1904

Евгений Гален. Нотр-Дам

Комментариев нет:

Отправить комментарий