Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 2 мая 2022 г.

ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ И СЕМЬЯ ЦВЕТАЕВЫХ

На фото: Фотография. В.В. Розанов. Фотокопия. Из фондов Московского Дома-музея М.И.Цветаевой

Очень хорошо помню, что на Цветаев-ском теплоходе в 2006 году, на Чтениях, вспоминали о Розанове, даже спорили о нём. И отчасти поэтому отмечаю се-годня эту дату. Но вот из этого поста Музея М.И.Цветаевой узнаю́, что связь В.В. Розанова с семьёй Цветаевых да-же очень тесная.

Дом-музей М.И.Цветаевой в Борисоглебском переулке

«2 мая 1856 года родился русский рели-гиозный философ, мыслитель, публи-цист Василий Васильевич Розанов. Бу-дучи студентом Московского универси-тета, Розанов слушал лекции Ивана Владимировича Цветаева, а на смерть учителя в 1913 году откликнулся стать-ёй-некрологом «Памяти Ивана Влади-мировича Цветаева», в которой с горе-чью писал о великой потере для мира русской культуры: «Профессор Москов-ского университета <…> являл внутри себя неутомимую деятельность, несо-крушимую энергию и настойчивость, необозримые знания самого трудного и утонченного характера. Цветаев − вели-кое имя в древнеиталийской эпиграфи-ке (надписи на камне) и создатель Мос-ковского Музея Изящных Искусств. Он был великим украшением университета и города».

С Розановым переписывались и Мари-на, и Анастасия Цветаевы. «Я ничего не читала из Ваших книг, кроме “Уединён-ного”, но смело скажу, что Вы − гениа-льны. Вы всё понимаете и всё поймёте, и так радостно Вам это говорить, идти к Вам навстречу, быть щедрой, ничего не объяснять, не скрывать, не бояться», − писала М.Цветаева Розанову 7 марта 1914 года.


Особенно глубокий след оставило твор-чество мыслителя и общение с ним в жизни Анастасии Цветаевой. Как вспо-минал ее знакомый В.Я.Ионас, «к име-нам Бердяева и Розанова она относи-лась с большим уважением, особенно к Розанову, с которым была знакома лич-но».

«Кто дал мне эту удивительную книгу? В моих руках – дневник старика – “Уе-динённое”. Читаю, точно своё. Так зна-комо!.. И мы с Мариной не знали, что есть такой человек!.. Сколько лет мы прожили на земле в то же время и не знали – он о нас, мы – о нём! <…> Когда Розанов узнал, что Трухачёва (фамилия, которой я в первый раз подписалась) я по мужу, что урождённая я Цветаева, он радостно сообщил, что он вправе счи-тать себя учеником папы, что слышал курс его лекций и никогда не забудет его ни как профессора, ни как челове-ка. Это ещё более сроднило нас. Он обещал мне прислать свои книги и ждал нашей встречи – я обещала, что осенью, перед задуманным отъездом в Париж, приеду в Петербург. Он писал о своей усталости, старости, загружен-ности литературным трудом, о том, что везёт воз большой семьи, дивясь ран-нему опыту жизни во мне, но не сомне-вался во мне, верил и, находя между нами много соответствий, считал меня родным человеком. Я искала и не нахо-дила его “Опавшие листья”».
 
Во время общения с Розановым Анас-тасия Цветаева написала книгу о нём, о которой сам философ говорил ей: «Я себя в ней вижу, как в зеркале, как ты могла так меня понять?!».. Книгу она уничтожила, дав зарок в церкви, когда тяжело заболел её сын. «О мотивах уничтожения книги говорила глухо: “Вызов судьбе”» (по воспоминаниям родственника Анастасии Ивановны М.О.Смирнова).
 
Именно Розанов открывал Анастасии Цветаевой Петербург Достоевского: «...Туман – густой. Диккенсовский. Тем-нота. Он ведёт меня под руку. Тяжёлый, сырой воздух, неуют мглистых фона-рей, редких. Безлюдье. Узкая улица (мне чудится мостовая – в гору, мост или – Кузнечный переулок). Он говорит: “Тут он жил, вот его дом!” Подымаю го-лову, и вдруг – трепет озноба. Испуг! Бредовая уверенность: я иду с Достоев-ским! Туман, огни – я схватила за руку Розанова… (но и почти семьдесят лет спустя я эту минуту помню)». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий