Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 1 мая 2022 г.

МАЯКОВСКИЙ И МУЗЫКА


«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?..»

Владимир Маяковский музыку очень любил, но говорил, что «не ему судить», так как разбирался в ней поверхност-но. На самом деле поэт многое знал о различных течениях и жанрах, следил за выходами новых сочинений, общал-ся с современными ему композитора-ми.

Говорят, что Маяковский мог бы писать хорошие рецензии, стать музыкальным критиком. Но свою точку зрения он не считал истиной в последней инстанции. Так поэт писал в дневниках о Стравинс-ком:

«Не берусь судить. На меня это не про-изводит впечатления. Он числится но-ватором и возродителем «барокко» од-новременно! Мне ближе С. Прокофьев — дозаграничного периода. Прокофьев стремительных, грубых маршей».

Сергея Прокофьева можно назвать лю-бимым композитором Маяковского. Однажды в «Бродячей собаке» молодой Прокофьев играл пьесу «Наваждение». Оказавшийся в кафе поэт нарисовал портрет композитора с подписью: «Сер-гей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича». А сам Прокофьев стал счастливым обла-дателем экземпляра поэмы «Война и мир» с подписью: «Председателю зем-ного шара от секции музыки — предсе-датель земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский».

Другим композитором, с которым Мая-ковский тесно общался, был Шостако-вич. В начале 1929 года Всеволод Мей-ерхольд ставил поэму Маяковского «Клоп» и предложил Шостаковичу на-писать музыку к спектаклю. Компози-тор ценил поэзию Маяковского и рад был знакомству с ним.

"У меня состоялось несколько бесед с Маяковским по поводу моей музыки к «Клопу». Первая из них произвела на меня довольно странное впечатление. Маяковский спросил меня: «Вы любите пожарные оркестры?» Я сказал, что иногда люблю, иногда нет. А Маяков-ский ответил, что он больше любит му-зыку пожарных и что следует написать к «Клопу» такую музыку, которую игра-ет оркестр пожарников. <…> В последу-ющем разговоре выяснилось, что Мая-ковский любит музыку, что он с боль-шим удовольствием слушает Шопена, Листа, Скрябина».
(Дмитрий Шостакович. 
«Из воспоминаний о Маяковском»)

Творчество Маяковского и по сей день вдохновляет многих выдающихся ком-позиторов на создание музыкальных произведений. Вот несколько приме-ров для прослушивания.

Немецкий композитор Ханс Эйслер пишет музыку на стихи В. Маяковского "Левый марш" в немецком переводе Хуго Хупперта. Произведение наиболее известно в исполнении Эрнста Буша.

В конце 50-х годов Георгий Свиридов создаёт «Патетическую ораторию» на стихи В. В. Маяковского. 

В 80-х годах Андрей Петров пишет опе-ру-феерию «Маяковский начинается», на либретто Марка Розовского. 

А Давид Тухманов – песню «Ночь» на фрагменты предсмертного стихотворе-ния Владимира Маяковского. 

Тогда же была подготовлена програм-ма ансамбля Песняры «Во весь голос», состоявшая из песен Владимира Муля-вина на стихи Маяковского. 

В 1988 году была исполнена песня Его-ра Летова и группы "Гражданская обо-рона" "Самоотвод" ("Про окурок и ку-рок"), посвящённая самоубийству Вла-димира Маяковского, которую Летов называл одной из своих «наилюбимей-ших песен».

В ХХ веке, к 75-й годовщине гибели поэ-та (14.04.2005) фирмой «АнТроп» был выпущен альбом-трибьют «Живой Мая-ковский» — диск с песнями на его сти-хи, музыку к которым сочинили совре-менные музыканты. Через три года в свет вышел второй диск.

В 2007 году прозвучала композиция "Маяк" группы «Сплин» на стихи Мая-ковского «Лиличка! Вместо письма». 

А в 2016-ом вышел альбом «Облако в штанах» группы «План Ломоносова». 

Дело Маяковского живёт и побеждает!

Комментариев нет:

Отправить комментарий