Рисунки Пушкина: Автопортрет и портреты-наброски Батюшкова
Личное знакомство Батюшкова с Пуш-киным произошло предположительно около 1815 года. Талант Пушкина Батю-шков оценил уже в то время. Дело в том, что в 1814 году в «Российском му-зеуме» было опубликовано первое об-ращение юного Александра Сергеевича к поэту, который в то время вернулся из заграничных военных походов. Он переживал тяжёлый кризис мировоз-зрения и творчества, мало писал, а в стихах его появились пессимистичес-кие ноты. Это отразилось в стихотворе-нии Пушкина:
Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит изнеженный любимец,
Наперсник милых аонид,
Почто на арфе златострунной
Умолкнул, радости певец?
Ужель и ты, мечтатель юный,
Расстался с Фебом наконец?
Уже с венком из роз душистых,
Меж кудрей вьющихся, златых,
Под тенью тополов ветвистых,
В кругу красавиц молодых,
Заздравным не стучишь фиалом,
Любовь и Вакха не поёшь,
Довольный счастливым началом,
Цветов парнасских вновь не рвёшь...
(А. Пушкин. К Батюшкову. 1814)
Батюшков стихотворение прочёл и в начале февраля следующего 15-го года приехал в Лицей познакомиться с авто-ром. Откликом на беседу поэтов стало новое стихотворное послание Пушкина.
Александр Пушкин. Батюшкову
В пещерах Геликона
Я некогда рождён;
Во имя Аполлона
Тибуллом окрещён,
И светлой Иппокреной
С издетства напоенный
Под кровом вешних роз,
Поэтом я возрос.
Весёлый сын Эрмия
Ребёнка полюбил,
В дни резвости златые
Мне дудку подарил.
Знакомясь с нею рано,
Дудил я непрестанно;
Нескладно хоть играл,
Но Музам не скучал.
А ты, певец забавы
И друг Пермесских дев,
Ты хочешь, чтобы, славы
Стезёю полетев,
Простясь с Анакреоном,
Спешил я за Мароном
И пел при звуках лир
Войны кровавый пир.
Дано мне мало Фебом:
Охота, скудный дар.
Пою под чуждым небом,
Вдали домашних Лар,
И, с дерзостным Икаром
Страшась летать не даром,
Бреду своим путём:
Будь всякой при своём.
1815
Батюшков, озабоченный поисками серьёзных тем не только для себя, но и для всех окружающих, уговаривал мо-лодого Пушкина следовать по пути «Воспоминаний в Царском Селе» и стать батальным поэтом: это был пря-мой путь к эпосу и бессмертию, чего Батюшков стремился достичь сам. Пушкин же, как видим в послании, вежливо, но твёрдо отказывается следовать совету. И в конце дерзко цитирует строчку из послания Жуковского к Батюшкову же: «Бреду своим путём...».
Влияние Батюшкова оставило сильный след на всей поэзии Пушкина. Как поэт он – воспитанник школы Батюшкова. Стиховая и стилистическая культура Батюшкова вся перешла к Пушкину. Сходные мотивы и темы, сходный язык, то же понимание жанра, одни настрое-ния и мысли, похожие обороты речи, почти дословные совпадения...
19 ноября 1818 года Батюшков уезжал из России в Италию, к месту своего но-вого назначения чиновником неаполи-танской миссии. Пушкин вместе с бли-жайшими друзьями Батюшкова – Гне-дичем и Жуковским был в числе его провожатых.
В Италии в жизни Батюшкова произо-шёл перелом: служебные неприятности и чувство душевной "раздвоенности" привели к началу душевного заболева-ния. В 1822 году в Россию Батюшков вернулся уже неизлечимо больным.
Несмотря на заботу родных и друзей и лечение в лучших клиниках, вернуть его к нормальной жизни не удалось. В 1830 году Пушкин навестил больного Батюшкова, но тот его не узнал. В 1833 году он пишет одно из самых горько-мрачных своих стихотворений «Не дай мне бог сойти с ума...»
В письме к Рылееву от 25 января 1825 года Пушкин заметил: «Что касается до Батюшкова, уважим в нём несчастия и несозревшие надежды. Прощай, поэт!»
С 1833 по 1855 год Батюшков жил в Вологде, на квартире племянника. Ли-тературным творчеством практически не занимался. Поэт умер от тифа. Похо-ронен на территории Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий