Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 10 апреля 2022 г.

А.С. ПУШКИН И В.Ф. РАЕВСКИЙ

Мемориально-культурный комплекс В.Ф.Раевского на родине поэта в селе Богословка Белгородской области. 
8 апреля 2021 года исполнилось 25 лет со дня открытия музейного комплекса

После ареста из крепости Раевский су-⁰мел переслать в Кишинёв своё стихо-творное послание к друзьям, в том чи-сле к "певцу Кавказа" – Пушкину, при-зывая его полностью отдаться револю-ционно-гражданской поэзии: "Любовь ли петь, где брызжет кровь". Пушкин дружил с Раевским и очень уважал за его стойкость и непримиримость. "Не-даром ты ко мне воззвал из глубины глухой темницы", – напишет он, прочи-тав стихи узника. 

Пушкин ответил Раевскому посланием "Не тем горжусь я, мой певец...", кото-рое осталось незаконченным.

В. Раевский. К друзьям в Кишинёв

Итак, я здесь… за стражей я…
Дойдут ли звуки из темницы
Моей расстроенной цевницы
Туда, где вы, мои друзья?
Ещё в полусвободной доле
Дар Гебы пьёте вы, а я
Утратил жизни цвет в неволе,
И меркнет здесь заря моя!
В союзе с верой и надеждой,
С мечтой поэзии живой,
Еще в беседе вечевой
Шумит там голос ваш мятежный...

...Быть может, чёрный суд Эреба
Мне жизнь лютее смерти злой
Готовит там, где слышны звуки
Подземных стонов и цепей
И вопли потаённой муки;
Где тайно зоркий страж дверей
Свои от взоров кроет жертвы.
Полунагие, полумертвы,
Без чувств, без памяти, без слов,
Под едкой ржавчиной оков,
Сии живущие скелеты
В гнилой соломе тлеют там,
И безразличны их очам
Темницы мёртвые предметы.

Но пусть счастливейший певец
Питомец муз и Аполлона,
Страстей и буйной думы жрец,
Сей берег страшный Флегетона,
Сей новый Тартар воспоёт:
Сковала грудь мою, как лёд,
Уже темничная зараза.
Холодный узник отдает
Тебе сей лавр, певец Кавказа.
Коснись струнам, и Аполлон,
Оставя берег Альбиона,
Тебя, о юный Амфион,
Украсит лаврами Бейрона.
Оставь другим певцам любовь!
Любовь ли петь, где брызжет кровь.
Где племя чуждое с улыбкой
Терзает нас кровавой пыткой,
Где слово, мысль, невольный взор
Влекут, как явный заговор,
Как преступление, на плаху,
И где народ, подвластный страху,
Не смеет шёпотом роптать.

Пора, друзья! Пора воззвать
Из мрака век полночной славы,
Царя-народа дух и нравы
И те священны времена,
Когда гремело наше вече
И сокрушало издалече
Царей кичливых рамена.
Когда ж дойдёт до вас, о други,
Сей голос потаённой муки,
Сей звук встревоженной мечты
Против врагов и клеветы,
Я не прошу у вас защиты:
Враги, презрением убиты,
Иссохнут сами, как трава.
Но вот последние слова:
Скажите от меня Орлову,
Что я судьбу мою сурову
С терпеньем мраморным сносил,
Нигде себе не изменил
И в дни убийственные жизни
Не мрачен был, как день весной,
И даже мыслью и душой
Отвергнул право укоризны.

Простите… Там для вас, друзья,
Горит денница на востоке
И отразилася заря
В шумящем кровию потоке.
Под тень священную знамён,
На поле славы боевое
Зовёт вас долг — добро святое.
Спешите! Там валкальный звон
Поколебал подземны своды
И пробудил народный сон
И гидру дремлющей свободы.
1822

А.С. Пушкин. В.Ф. Раевскому

Не тем горжусь я, мой певец,
Что привлекать умел стихами
Вниманье пламенных сердец,
Играя смехом и слезами,

Не тем горжусь, что иногда
Мои коварные напевы
Смиряли в мыслях юной девы
Волненье страха и стыда,

Не тем, что у столба сатиры
Разврат и злобу я казнил,
И что грозящий голос лиры
Неправду в ужас приводил,

Что непреклонным вдохновеньем,
И бурной юностью моей,
И страстью воли, и гоненьем
Я стал известен меж людей, —

Иная, высшая награда
Была мне роком суждена —
Самолюбивых дум отрада!
Мечтанья суетного сна!..
<1822>

Комментариев нет:

Отправить комментарий