Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 24 апреля 2022 г.

ПОЭТ РАВИЛЬ БУХАРАЕВ О ГАБДУЛЛЕ ТУКАЕ


Равиль Бухараев (1951-2012) – поэт, прозаик, драматург, журналист, пере-водчик. Лауреат Государственной пре-мии РТ имени Габдуллы Тукая (2006):

«... С чего мы начинаем – со сказок Тукая, со стихотворения «Родной язык», с отношения к родному языку. Родной язык – это для нас в основном Тукай, это главный пример того, как высоко может взлетать родной язык, к самому космосу. Получилось так, что я писал и свои произведения о Тукае – это две больших поэмы. Мы вообще мало по-нимаем Тукая до сих пор, мы совсем не представляем масштабы его дарова-ния.

Мы всё время стараемся понять его в рамках нашего собственного восприя-тия действительности. Его гениаль-ность не в том, что он соответствует нашим чаяниям и порывам, это само собой, а дело в том, что наше счастье заключается в том, что он у нас есть, и он навсегда остаётся нашим нравст-венным символом. Тукай – это тот сим-вол, который не замолчать нельзя, не запретить нельзя, не отменить нельзя, не закрыть нельзя, нельзя выключить как телевизор. Он есть, и он всегда смотрит на нас со своих немногих фо-тографий вот этим взглядом, как будто спрашивает о чем-то. 

Он был мучеником идеи, мучеником культуры, мучеником любви к народу, к своей родине. Честно говоря, а было за что быть мучеником или нет? Может быть, надо было сберегать себя так же, как люди сберегают себя сегодня или растрачивать на вещи преходящие. К счастью, он всегда будет именно этим, он будет воплощением нравственного идеала народа, правоты, несмотря ни на что, и желания духовной, материаль-ной, культурной справедливости не только для татарского народа, а для всех народов мира. Поэтому он велик, поэтому он везде отзывается на чувст-ва людей, которые взывают к справед-ливости, понимают идеал справедли-вости...».
(https://www.tatar-inform.ru/news/ravil-buharaev)
Равиль Бухараев. Вокруг Тукая (комментарии к любви)
[отрывок]

... Когда-то здесь
за скромным дастарханом,
который не чета иным пирам,
Сидел Тукай с Фатихом Амирханом.
Тукай всю жизнь живёт по номерам,
меняя только вывески... Наверно, 
давно свой дом приобрести пора!
Всегда живёт он скудно или скверно,
великий странник в поисках добра...

Да, непонятно. Нет ли чьей интриги?
Дивятся все, кому ни расскажи!
Он регулярно выпускает книги,
расходятся мгновенно тиражи;
он мог бы жить и не делясь с друзьями,
ведь на коротком творческом веку
успел Тукай стихами и статьями
прославиться от Волги до Баку!
Но нет, он слишком щедрая натура.
Себе он много причинил вреда,
и честная, друзья, литература
поэта не прокормит никогда!..

Равиль Бухараев. Н о ч ь  Т у к а я
Абдул Тукаев умер в номерах...
Какой Тукаев?
Литератор местный,
нескромным поведением известный.
В горячке, пишут...
Значит, умер...
– Ах!
...Я умираю в каменном гробу,
навеки расстаюсь с самим собою.
Я домарал последнюю главу
поэмы, именуемой судьбою.
Под коридорный топот, визг и брань,
я расскажу, от смеха умирая,
как забияку-парня из Кырлая 
защекотала до смерти Казань!

...Люблю Казань: мечети и бараки,
люблю я на Булаке тополя,
Люблю поля в закатном полумраке
под розовыми стенами кремля.
Я много мог. Затравленная муза,
ты не дала мне доказать верней,
что музыка татарского аруза
не менее серьёзна, чем хорей!
Мне слишком много сделать надлежало,
а я шептал, срывался я на крик!
Я много мог. Я сделал слишком мало.

Прости меня, татарский мой язык...
Язык родной,
единственный мой, белый...
Темно и сыро на моей земле,
где голубой огонь в очах, о бледный,
запуганный купцами шурале? Прощенье
Богу, другу и врагу,
свечу сюда!
Я больше не могу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий