Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 21 апреля 2022 г.

ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ

Наталья Гончарова. Николай Гумилёв

После Октябрьской революции М.Горь-кий пригласил Николая Гумилёва, толь-ко что вернувшегося в Петроград с фронтов мировой войны, к участию в редакции «Всемирной литературы». С 1918 по 1921 год Гумилёв напряжённо и с увлечением в редакции работал. Эти годы были для него временем огромно-го духовного подъёма. 

Можно ли, зная, что Н.Гумилёв всегда оставался убеждённым монархистом, этот подъём в творчестве связывать с революцией и всем, что с ней пришло? Лингвист Вячеслав Иванов отвечает на вопрос решительно положительно. Об этом же подробно в статье «Поэты с историей и поэты без истории» говори-ла и Цветаева. Большой поэт всегда разделяет судьбу своего народа неза-висимо от того, каких политических убеждений он придерживается.

Взлёт поэзии Гумилёва в три послед-ние года его жизни совсем не случаен. Он спорил со своим временем, себя этому времени противопоставлял, но, как всякий большой художник, оставал-ся его верным сыном.

В 10-е годы в России начался высочай-ший духовный подъём, который про-должился до рубежа 20-х и охватил са-мые разные области культуры: иссле-дования Фридмана, развивающие идеи теории относительности, заумь Хлебни-кова, сооружения Татлина, первые ра-боты Циолковского о внеземных циви-лизациях, статистическое стиховеде-ние Андрея Белого, грандиозные обоб-щения Флоренского, полотна Филоно-ва... Гумилёв был составной частью этого высочайшего духовного подъё-ма. 

Нет такой деятельности духа, где рус-ские учёные, мыслители, художники, поэты не сказали бы в это время ново-го слова. Не все из них принимали ре-волюцию, кто-то, как Гумилёв, были против неё, но все они составляли еди-ное духовное целое, которое определи-ло невиданный рост русской науки, ин-женерной мысли, философии, поэзии, живописи.

В последние годы Гумилёв был одной из наиболее заметных фигур в литера-турной жизни Петрограда. Он много печатался, читал лекции, кроме «Все-мирной литературы» руководил «Цехом поэтов», а в 21-м – Петроградским от-делением Союза поэтов. Под его руко-водством работала переводческая сту-дия, он был наставником молодых поэ-тов из студии «Звучащая раковина», ре-дактировал многие переводы.  

В это же время Гумилёв подготовил но-вый сборник стихов «Огненный столп». Он выйдет в августе 1921 года и будет единодушно признан лучшей книгой его стихотворений.

Издание юбилейного года (М.: Эксмо, 2021)
С л о в о
(из сборника «Огненный столп»)

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передаёт.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий