Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 24 апреля 2022 г.

МАЯКОВСКИЙ В КАЗАНИ -2


В советское время Маяковский дваж-ды посетит столицу Татарстана – в 1927 и 1928 годах. 

С 14-го года, когда поэт впервые здесь побывал, за тринадцать лет он пройдёт путь от скандального поэта-футуриста до поэта-трибуна, художника окон РОС-ТА, редактора, публициста, агитатора, актёра, сценариста, режиссёра, драма-турга, написавшего немало стихов, по-эм, пьес.
Кинотеатр "Колосс" (теперь это здание Татарского театра имени Тинчурина) , куда Маяковский с трудом пробирался сквозь толпу на собственное выступле-ние.

Приезды поэта для просвещённого го-рода были настоящим событием. Пуб-лики на каждую встречу приходило сто-лько, что сам выступающий не всегда мог пробиться к сцене. В кинотеатре «Колосс» Маяковский вышел из толпы лишь с помощью сопровождающего… помятым, но счастливым. В универси-тете, у нынешней городской Ратуши, театрального техникума, кинотеатра и даже у гостиницы – всюду поэта ждали студенты, актёры, молодые татарские литераторы, в числе которых был Адель Кутуй, перевёдший «Левый марш» на татарский язык. Потом об этой встрече Маяковский расскажет в своих стихах.
Гостиница "Казанское подворье" на улице Баумана, в которой неоднократно останавливался В.Маяковский.

В студёные январские дни 1927 года поэт будет торопиться из Нижнего Нов-города в Казань, чтобы прочитать поэ-му о Ленине в Казанском университете 21 января, в третью годовщину кончи-ны вождя. В эти траурные дни Маяков-ский нарушил свой постоянный прин-цип: исключил из программы резко-са-тирические стихи, меньше острил... Всё выглядело строже и спокойнее: отрыв-ки из первой, второй и вся третья часть поэмы „Владимир Ильич Ленин“ соста-вили стержень программы.

В зарисовках «Я сам» Маяковский при-знавался: «В работе сознательно пере-вожу себя на газетчика... Пишу в «Изве-стиях», «Труде», «Рабочей Москве», «За-ре Востока», «Бакинском рабочем» и других». Конечно, и в Казани он не мог не встретиться с коллегами из газеты «Красная Татария». Эту встречу запеча-тлеет известный казанский фотохудож-ник Владимир Лаптев. Потом в отчёте о встрече Маяковского с сотрудниками и рабкорами «Красной Татарии» будет да-но словесное описание портрета поэта:

«Такой же большой и мощный, как и его образы. Над переносицей вертикаль- ная морщина. Тяжёлый, слегка выдаю- щийся подбородок. Фигура волжского грузчика. Голос — трибуна... На эстраде чувствует себя как дома. К аудитории относится дружески-покровительствен-но". 
В редакции газеты "Красная Татария". Фото Владимира Лаптева хранится в фондах Национальнаого музея Респуб-лики Татарстан.

Именно этот фотопортрет, на котором Владимир Владимирович в зимнем дву-бортном пальто с меховым воротником английского кроя, будет неоднократно повторяться на полосах республикан-ских газет в дни юбилеев Маяковского, годовщин кончины Ленина, других дат. 

Казанский университет им. В.И.Улья-нова-Ленина

Через год, в актовом зале университета прозвучат проникновенные строки, на-писанные под впечатлением прошло-годней встречи:

Актовый зал в университете, где выступал Владимир Маяковский

П о  г о р о д а м  С о ю з а (отрывок)
...Университет –
горделивость Казани,
и стены его и доныне
хранят любовнейшее воспоминание
о великом своём гражданине.
Далёко
за годы
мысль катя,
за лекции университета,
он думал про битвы
и красный Октябрь,
идя по лестнице этой.

Смотрю в затихший 
и замерший зал:
здесь
каждые десять на́ сто
его повадкой щурят глаза
и так же, как он,
скуласты.
И смерти
коснуться его
не посметь,
стоит
у грядущего в смете! 
Внимают
юноши
строфам про смерть,
а сердцем слышат:
бессмертье...
1927

Комментариев нет:

Отправить комментарий