Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 20 апреля 2022 г.

АННА АХМАТОВА И НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ #НиколайГумилёв135 #Ахматова

Александр Емельянов. 
Николай Гумилёв и Анна Ахматова

Анна Ахматова:
«Нет, я не забываю... Как это можно за-быть? Мне просто страшно что-нибудь забыть. Какой-то мистический страх... Я всё помню...»

Несколько стихов Ахматовой, обращён-ных к Николаю Гумилёву.

Когда Ахматова писала это стихотворе-ние, Гумилёв и его товарищи по делу о контрреволюционном заговоре были ещё живы, друзья надеялись на благо-получный исход следствия. Но Ахмато-ва чувствовала: на этот раз Гумилёву не выбраться из лап смерти.

***
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.
16 августа 1921 (вагон)

27 августа Гумилёва уже не было в жи-вых, но об этом никто не знал. А веще- му сердцу Ахматовой уже всё ведомо. Два следующих стихотворения написа-ны уже от лица казнённого Гумилёва.

***
Чугунная ограда,
Сосновая кровать.
Как сладко, что не надо
Мне больше ревновать.

Постель мне стелют эту
С рыданьем и мольбой;
Теперь гуляй по свету
Где хочешь. Бог с тобой!

Теперь твой слух не ранит
Неистовая речь,
Теперь никто не станет
Свечу до утра жечь.

Добились мы покою
И непорочных дней…
Ты плачешь – я не стою
Одной слезы твоей.
27 августа 1921. Царское Село

***
В тот давний год, 
когда зажглась любовь
Как крест престольный 
в сердце обречённом,
Ты кроткою голубкой не прильнула
К моей груди, но коршуном когтила.
Изменой первою, вином проклятья
Ты напоила друга своего.

Но час настал в зелёные глаза
Тебе глядеться, у жестоких губ
Молить напрасно сладостного дара
И клятв таких, каких ты не слыхала,
Каких ещё никто не произнёс.

Так отравивший воду родника
Для вслед за ним идущего в пустыне
Сам заблудился и, возжаждав сильно,
Источника во мраке не узнал.
Он гибель пьёт, прильнув 
к воде прохладной,
Но гибелью ли жажду утолить?
7-8 декабря 1921

15 апреля 1936 года Николаю Гумилёву должно было исполниться 50 лет:

З а к л и н а н и е
Из тюремных ворот,
Из заохтенских болот,
Путём нехоженым,
Лугом некошеным,
Сквозь ночной кордон,
Под пасхальный звон,
Незваный,
Несуженый, —
Приди ко мне ужинать.
15 апреля 1936, Ленинград

Комментариев нет:

Отправить комментарий