Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

среда, 6 апреля 2022 г.

ТРАГЕДИЯ ГЕНИАЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА

М.Мавровская. Портрет Г. Тукая

«В судьбе Тукая, на короткую жизнь ко-торого выпала вся горечь бездомности и человеческого непонимания, отрази-лись лучшие качества татарского наро-да – прямота, правдивость, бескорыс-тие, щедрость и величие души. В его пронзительных стихах, написанных жи-вым, ясным и щемящим сердце язы-ком запечатлелось звёздное сиротство татарского народа, его самые высокие стремления и и самые высокие печали. Многие стихи Тукая, положенные на древние мелодии, стали народными пе-снями. Он обновил татарский литера-турный язык и в своих трагических сти-хотворениях и сатирических поэмах, как в честном зеркале, показал своему народу его истинную природу и истин-ное предназначение...
 
Жизнь Тукая – возвышенная трагедия гениального одиночества – ведь даже те, кто понимал его, не осознавали все-го вселенского масштаба его таланта. Поэт чувствовал всю краткость отпу-щенного ему земного срока».
(Равиль Бухараев)

 Габдулла Тукай. Разбитая надежда

Я теперь цвета предметов 
по-иному видеть стал,
Где ты, жизни половина? 
Юности цветок увял.

Если я теперь на небо 
жизни горестной смотрю,
Больше месяца не вижу, 
светит полная луна.

И с каким бы я порывом 
ни водил пером теперь,
Искры страсти не сверкают, 
и душа не зажжена.

Саз мой нежный и печальный, 
слишком мало ты звучал.
Гасну я, и ты стареешь… 
Как расстаться мне с тобой?

В клетке мира было тесно 
птице сердца моего;
Создал бог её весёлой, 
но мирской тщете чужой.

Сколько я ни тосковал бы 
в рощах родины моей,
Все деревья там увяли, 
жизни в них нельзя вдохнуть.

И её, мою подругу, 
холод смерти погубил,
Ту, которая улыбкой 
освещала жизни путь.

Мать моя лежит в могиле. 
О страдалица моя,
Миру чуждому 
зачем ты человека родила?

С той поры, как мы расстались, 
стража грозная любви
Сына твоего от двери 
каждой яростно гнала.

Всех сердец теплей и мягче 
надмогильный камень твой.
Самой сладостной и горькой 
омочу его слезой.
(Перевод с татарского Анны Ахматовой) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий