Сказать, что Маяковский любил живот-ных, – значит, мало что сказать. Поэт любил "братьев меньших" не просто на словах, а действенно и активно. Об этом можно прочитать в его стихах. В известном стихотворении, где лошадь упала на тротуар, среди гогочущей тол-пы зевак один только поэт посочувст-вовал лошади и помог ей подняться.
Точно так же Маяковский не мог прой-ти мимо уличных кошачьих трагедий и брошенных собак и щенят. Он забирал их домой, отмывал, откармливал, в том числе, надо заметить, и в голодное вре-мя, и пристраивал у друзей изнакомых.
"Все мы немножко лошади". Поэт пом-нил об этом всегда, видя страдающее живое существо. Самое, может быть, пронзительное признание в любви к животным в мировой литературе – у Маяковского:
Я люблю зверьё.
Увидишь собачонку –
тут у булочной одна –
сплошная плешь, –
из себя
и то готов достать печёнку.
Мне не жалко, дорогая,
ешь!
("Про это")
Собаки у Маяковского жили всегда. Ли-ля Брик оставила воспоминания о по-добранном поэтом грязном, лохматом комочке, в котором поначалу невоз-можно было определить, где хвост, а где голова, которого они выходили, во-спитали. Щенок вырос, превратился в умнейшего, добрейшего и преданней-шего пса Щеня.
И вот ещё наблюдения поэта, привезён-ные им из поездки:
... Вымыл всё февраль и вымел –
не февраль, а прачка,
и гуляет мостовыми
разная собачка.
Подпрыгивают фоксы –
показывают фокусы.
Кроме лапок, вся, как вакса,
низко пузом стелется,
волочит вразвалку такса
длинненькое тельце.
Бегут, трусят дворняжечки -
мохнатенькие ляжечки.
Лайк лает, взвивши нос,
на прохожих Ванечек;
пёс такой уже не пёс,
это – одуванчик.
Легаши, сетера,
мопсики, этцетера.
Даже если пара луж,
в лужах сотня солнц юлится.
Это ж не собачья глушь,
а собачкина столица.
("Краснодар", 1926)
Поэт замечательно, с юмором, с лю-бовью и со знанием дела умел расска-зывать о животных:
Лошадь сказала,
взглянув на 🐫 верблюда:
"Какая гигантская лошадь-ублюдок".
Верблюд же вскричал:
"Да лошадь разве ты?!
Ты просто-напросто –
верблюд недоразвитый".
И знал лишь бог седобородый,
что это – животные разной породы.
("Стихи о разнице вкусов", 1928)
Маяковский о животных не только в стихах рассказывал. Он много рисовал их. Письма свои во время поездок писал от имени любимой собаки Щеня и соответственно иллюстрировал их, рассказывая, как проводит время вдали от дома.
Рассказы про Щена в рисунках: у Эйфе-левой башни, в Мексике в бинокль вы-сматривает далёкую родину, на Ай-Пет-ри жарит шашлыки, болеет гриппом, в Ростове пьёт нарзан, когда отключают воду...
А во время разговоров и встреч с друзьями, в минуты задумчивости и отдыха он любил рисовать жирафов, которые представали у него в разных жизненных ситуациях. Эти рисунки уцелели и до сих пор хранятся в музее Маяковского.
Жираф-длинношейка —
ему никак
для шеи не выбрать
воротника.
Жирафке лучше:
жирафу-мать
есть жирафёнку
за что обнимать.
("Что ни страница...")
Эта светлая сторона личности поэта только подтверждает факт о широкой и доброй душе и чутком сердце Владими-ра Владимировича Маяковского. "В от-
ношении человека к зверью видна его человечья сущность" (В.В. Маяков-ский).
Комментариев нет:
Отправить комментарий