Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 29 апреля 2022 г.

ЗООПАРК ГУМИЛЁВА


«Зоопарк», наверно, не самое удачное слово для животных Николая Гумилё-ва, так как его звери живут, как прави-ло, на свободе, в дикой природе, в ка-кой-нибудь африканской саванне, там, где поэту, наверно, приходилось неко-торых из них наблюдать во время экс-педиций. 

Я это слово применяю лишь затем, что-бы всех этих зверей (то есть стихи) объ-единить, так как кроме знаменитого «Жирафа» ("Послушай: далёко, далёко, на озере Чад изысканный бродит жи-раф...") у Гумилёва набирается ещё с десяток подобных стихов: "Гиена", "Ягу-ар", "Кенгуру", "Слонёнок" и ещё много чего...

А ещё это совсем не зоопарк потому, что все эти стихи вовсе не про живот-ных, а про человека и его чувства, про любовь. В человека может вселиться дух конкретного зверя или он в него превращается и начинает вести себя в соответствии с его характером, каким мы (или поэт) этого зверя себе пред-ставляем. И собирается целый спектр таких поведенческих состояний...

Итак, первое стихотворение – «Ягуар»:

Странный сон увидел я сегодня:
Снилось мне, что я сверкал на небе,
Но что жизнь, чудовищная сводня,
Выкинула мне недобрый жребий.

Превращён внезапно в ягуара,
Я сгорал от бешеных желаний,
В сердце — пламя грозного пожара,
В мускулах — безумье содроганий.

И к людскому крался я жилищу
По пустому сумрачному полю
Добывать полуночную пищу,
Богом мне назначенную долю.

Но нежданно в тёмном перелеске
Я увидел нежный образ девы
И запомнил яркие подвески,
Поступь лани, взоры королевы.

«Призрак Счастья, Белая Невеста»…
Думал я, дрожащий и смущённый,
А она промолвила: «Ни с места!»
И смотрела тихо и влюблённо.

Я молчал, её покорный кличу,
Я лежал, её окован знаком,
И достался, как шакал, в добычу
Набежавшим яростным собакам.

А она прошла за перелеском
Тихими и лёгкими шагами,
Лунный луч кружился по подвескам,
Звёзды говорили с жемчугами.
15.08.1907

Комментариев нет:

Отправить комментарий