Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 7 апреля 2022 г.

ГАБДУЛЛА ТУКАЙ В УРАЛЬСКЕ

Музей Габдуллы Тукая в Уральске.
И памятник поэту в Уральске

Чуть меньше половины своей жизни – 12 лет Габдулла Тукай провёл в степ-ном казахском городе Уральске, кото-рый стал для него настоящим универ-ситетом. 

Будущего поэта в 8-летнем возрасте привезли в Уральск к родственникам. Его тётка, родная сестра отца, была женой купца Галиаскара Усманова.

Габдуллу сразу определили в медресе «Мутыйгия». Здешняя жизнь благотвор-но повлияла на мальчика, который об-ладал сильной волей и большим врож-дённым талантом. Вместе с другими шакирдами он с интересом изучал арабский, персидский и турецкий язы-ки. Жадный до знаний мальчик одно-временно посещал русскую школу для детей-мусульман. Читать он научился ещё в Кырлае, но пристрастился к чте-нию и открыл для себя богатейший мир русской и западноевропейской литера-тур именно в Уральске, пользуясь бога-той библиотекой здешнего имама. 

В Уральске Тукай сформировался как поэт и журналист. Здесь он сотрудни-чал с местными татарскими газетами. Здесь началось его поэтическое твор-чество. Имя Тукая стало известно дале-ко за пределами города, в Оренбурге, Казани, Петербурге. Сразу из неско-льких городов поступили на его имя приглашения к сотрудничеству. Он принял решение поехать работать в Казань. 

П а р а л о ш а д е й
Лошадей в упряжке пара, 
на Казань лежит мой путь,
И готов рукою крепкой 
кучер вожжи натянуть.

Свет вечерний тих и ласков, 
под луною всё блестит,
Ветерок прохладный веет 
и ветвями шевелит.

Тишина кругом, и только 
мысли что-то шепчут мне,
Дрёма мне глаза смыкает, 
сны витают в тишине.

Вдруг, открыв глаза, я вижу 
незнакомые поля, —
И разлуку с отчим краем 
всей душой почуял я.

Край родной, не будь в обиде, 
край любимый, о, прости,
Место, где я жил надеждой 
людям пользу принести!

О, прощай, родимый город, 
город детства моего!
Милый дом во мгле растаял — 
словно не было его.

Скучно мне, тоскует сердце, 
горько думать о своём.
Нет друзей моих со мною, 
я и дума — мы вдвоём.

Как на грех еще и кучер 
призадумался, притих,
Ни красавиц он не славит, 
ни колечек золотых…

Мне недостаёт чего-то 
иль я что-то потерял?
Всем богат я, нет лишь близких, 
сиротой я нынче стал.

Здесь чужие все: кто эти 
Мингали и Бикмулла,
Биктимир? Кому известны 
их поступки и дела?

Я с родными разлучился, 
жить несносно стало мне,
И по милым я скучаю, 
как по солнцу, по луне.

И от этих дум тяжёлых 
головою я поник,
И невольно слёзы льются — 
горя горького родник.

Вдруг ушей моих коснулся 
голос звонкий, молодой:
— Эй, шакирд, вставай скорее! 
Вот Казань перед тобой!

Вздрогнул я, услышав это, 
и на сердце веселей.
— Ну, айда быстрее, кучер! 
Погоняй своих коней!

Слышу я: призыв к намазу 
будит утреннюю рань,
О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!

Здесь деянья дедов наших, 
здесь священные места,
Здесь счастливца ожидают 
милой гурии уста.

Здесь науки, здесь искусства, 
просвещения очаг,
Здесь живёт моя подруга, 
райский свет в её очах.
1907
(Перевод с татарского 
Анны Ахматовой)

Комментариев нет:

Отправить комментарий