Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

вторник, 14 июня 2022 г.

«Я СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР. Я ВЫБРАЛ ЗАЛИВ...»

Пярну

Пярну – курортный город на берегу Пярнуского залива в юго-западной Эс-тонии. Он знаменит песчаными пляжа-ми и живописными набережными реки Пярну, которые ведут к заливу и камен-ным молам.

В 1976 году в этот эстонский город москвич Давид Самойлов переехал с семьёй на постоянное жительство. Про город поэт написал: «...идеальные усло-вия для размышления и творчества». 

Памятник эстонской писательнице Лидии Койдула в Пярну 

Но Пярну оказался не только укрытием, а источником вдохновения: за четыр-надцать лет жизни в Эстонии здесь бы-ло издано шесть книг Самойлова, в том числе одна на эстонском языке,а также написано множество стихов и поэм. 

Дом в Пярну, в котором жил Давид Самойлов (ул.Тооминга, д.4)

Одну из шести книг – «Улица Тооминга» – Давид Самойлов посвятил Пярну и Эстонии. Назвав её именем улицы, на которой жил, поэт публикует в ней свои переводы классиков эстонской поэзии и современных ему поэтов. Самойлова эстонская поэзия интересовала, этот интерес был естественным, он реально хотел знать, чем дышат поэты Эстонии. А лучший способ узнать об этом — на- чать их переводить.

Д.Самойлов на крыльце своего дома 

О том, как жил Давид Самойлов в Пяр-ну, в газете "Молодёжь Эстонии" рас-сказал Виктор Перелыгин, не раз быва-вший в доме поэта:

«Часто здесь бывало в день по два-три гостя, реже по одному, но случалось и по десять, и по двадцать. Раз побывав здесь, непременно хотелось вернуться снова, чтобы увидеть обитателей дома, услышать приятный голос поэта, его ос-троумные шутки, серьёзные рассужде-ния о жизни, часто сопровождаемые лёгким юмором, раскатистый смех сквозь поседевшие и слегка отдающие желтизной от табачного дыма усы. А это вдруг: «Хотите, я почитаю вам свои новые стихи?». Надо признать, каким бы талантом и мастерством ни обладал чтец стихов Давида Самойлова, но луч-ше самого автора их никто не читал. А нам посчастливилось слышать в залах Пярну таких замечательных артистов, как Михаил Козаков и Зиновий Гердт. Блистательный артист и старинный друг поэта Зиновий Гердт приходил в восторг, внимая новым, нигде ещё до сих пор не звучавшим стихам в испол-нении автора. Но я знаю наверняка – первой слушательницей непременно была Галина Ивановна, супруга мастера поэтического слова».
Мемориальная доска на фасаде дома, в котором жил поэт

З а л и в
Я сделал свой выбор. Я выбрал залив, 
Тревоги и беды от нас отдалив, 
А воды и небо приблизив, 
Я сделал свой выбор и вызов.

Туманного марта намечен конец. 
И голос попробовал первый скворец. 
И дальше я вижу и слышу, 
Как мальчик, залезший на крышу. 

И куплено всё дорогою ценой. 
Но, кажется, что-то утрачено мной. 
Утратами и обретеньем 
Кончается зимняя темень. 

А ты, мой дружок, мой весенний рожок, 
Ты мной не напрасно ли душу ожёг? 
И может быть, зря я неволю 
Тебя утолить мою долю?
 
А ты, мой сверчок, говорящий жучок, 
Пора бы и мне от тебя наутёк. 
Но я тебе душу вручаю. 
И лучшего в мире не чаю. 

Я сделал свой выбор. И стал я тяжёл. 
И здесь я залёг, словно каменный мол. 
И слушаю голос залива 
В предчувствии дивного дива. 
1976

Комментариев нет:

Отправить комментарий