Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 12 июня 2022 г.

ДЕНЬ РОССИИ


Вернувшись из очередного путешест-вия, Константин Бальмонт записал: «Как скучно и серо в России. И всё же я её люблю...». Два чувства к родине в одной фразе: осознание её серости и убогости и – любовь к ней. И вот стихо-творения трёх очень разных поэтов – Давида Самойлова, Владимира Набоко-ва и Константина Бальмонта – о люби-мой стране и разных к ней чувствах.

Давид Самойлов. Б е р е з н я к

Так березняк беспечен, словно он
К российским бедам не причастен,
Воронами от зла заговорён
И над своей судьбой свободно властен.

Роскошный иней украшает лес.
Ещё светлей берёзовая роща.
Как будто псковичи с резных крылец
Сошли на вечевую площадь.

Ах, это вече! Русская мечта,
Похищенная из ганзейских вотчин!
Перед бесчинством царского меча
Как колокол берёзовый непрочен.

И наша деревенская судьба,
Ещё не став судьбою городскою,
Одним нас наградила навсегда –
Серебряной берёзовой мечтою!..

О жаркая, о снежная берёзка!
Моё поленце, веничек и розга!..
1969

Владимир Набоков. Р о с с и я

Не всё ли равно мне, 
рабой ли, наёмницей,
иль просто безумной тебя назовут?
Ты светишь... 
Взгляну – и мне счастие вспомнится.
Да, эти лучи не зайдут.

Ты в страсти моей 
и в страданьях торжественных,
и в женском 
медлительном взгляде была.
В полях озарённых, 
холодных и девственных,
цветком голубым ты цвела.

Ты осень водила 
по рощам заплаканным,
весной целовала ресницы мои.
Ты в душных церквах 
повторяла за дьяконом
слепые слова ектиньи.

Ты летом за нивой звенела зарницами;
в день зимний я в инее видел твой лик.
Ты ночью склонялась 
со мной над страницами
властительных, песенных книг.

Была ты и будешь. 
Таинственно создан я
из блеска и дымки твоих облаков.
Когда надо мною 
🌃 ночь плещется 🌟 звёздная,
я слышу твой реющий зов.

Ты – в ❤️ сердце, Россия . 
Ты – цель и подножие,
ты – в ропоте крови, в смятенье мечты.
И мне ли плутать 
в этот век бездорожия?
Мне светишь по-прежнему ты.
1918

Константин Бальмонт. Р о с с и я

Есть слово — и оно едино.
Россия. Этот звук — свирель.
В нём воркованье голубино.
Я чую поле, в сердце хмель,
Позвавший птиц к весне апрель.

На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла — больше снег не враг,
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.

Тоска ли в сердце медлит злая?
Гони. Свой дух утихомирь.
Вновь с нами ласточка живая,
Заморского отвергшись края,
В родимую влюбилась ширь.

И сердце, ничего не зная,
Вновь знает нежно, как она,
Что луговая и лесная
Зовёт к раскрытости весна.
От солнца — ласка властелина,
Весь мир — одно окно лучу.
Светла в предчувствии долина.

О чем томлюсь? Чего хочу?
Всегда родимого взыскую,
Люблю разбег родных полей,
Вхожу в прогалину лесную —
Нет в мире ничего милей.

Ручьи, луга, болота, склоны,
В кустах для зайца уголок.
В пастушью дудку вдунул звоны,
Качнув подснежник, ветерок.
Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край в покров весны одет,
Нерукотворно беспорочен.
Другого в мире счастья нет.
1923

Комментариев нет:

Отправить комментарий