Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 12 июня 2022 г.

«ДРУЖИЛ С МАРИЕЙ ПЕТРОВЫХ...»

Мария Полковникова. Мария Петровых

"Дружил с Марией Петровых", – запи-сал Д.Самойлов в заметках о себе. А ещё время связало их первым днём лета: для Давида Самойлова он был днём рождения, для Марии Петровых стал последним днём жизни, днём памяти.

Мария Петровых

***
                                             Д.С.
Взгляни – два дерева растут
Из корня одного.
Судьба ль, случайность ли, но тут
И без родства – родство.

Когда зимой шумит метель,
Когда мороз суров, –
Берёзу охраняет ель
От гибельных ветров.

А в зной, когда трава горит
И хвое впору тлеть, –
Берёза тенью одарит,
Поможет уцелеть.

Некровные растут не врозь,
Их близость – навсегда.
А у людей – всё вкривь, да вкось,
И горько от стыда.
1962

Давид Самойлов. Наброски к портрету

"Не могу назвать нашу дружбу слишком тесной. Она основывалась на взаимной любви и уважении, общих вкусах и ин-тересах и общем деле. Мария Сергеев-на никогда не посвящала меня в тайны своей жизни, не делилась подробностя-ми своего прошлого. Она вообще мало говорила о себе. Никогда не читала сти-хов. Только изредка жаловалась, что стихи не получаются. «Нелюбовь к при-знаньям скорым», — сказала она о се-бе. Не могу, однако, сказать, что у на-шей дружбы были какие-то чёткие пре-делы. Мы могли сказать друг другу многое или даже всё, ибо мало было людей в моей жизни, к которым я отно-сился бы с большим доверием, чем к Марии Сергеевне. Просто так сложи-лось, что о многом мы не говорили. Впрочем, скорей она, чем я. Мне случа-лось прибегать к её душевному опыту в нескольких случаях, когда нравствен-ные решения были для меня трудны".

2
Во сне мне послышался голос,
Так тихо, что я не проснулся,
И сон мой к последнему вздоху
Как будто в тот миг прикоснулся.

К последнему вздоху Марии,
Который настолько был лёгким,
Что словно уже относился
К бессмертью души, а не к лёгким.

На миг, что почти неприметен,
Сошлись непохожие двое —
С её сновиденьем бессмертным
Моё сновиденье живое.
[Три стихотворения. 
Памяти Марии Петровых. 1979]

***
Этот нежный, чистый голос,
Голос ясный, как родник…
Не стремилась, не боролась,
А сияла, как ночник.
Свет и ключ! Ну да, в пещере
Эта смертная свеча
Отражалась еле-еле
В клокотании ключа.
А она всё пряла, пряла,
Чтоб себе не изменить,
Без конца и без начала
Всё тончающую нить.
Ах, отшельница! Ты лета
Не видала! Но струя
Льётся — свежести и света —
Возле устья бытия.
Той отшельницы не стало,
Но по-прежнему живой
Свет лампада льёт устало
Над водою ключевой.
1979

Комментариев нет:

Отправить комментарий