Г.К. Михайлов. Портрет поэта Аполлона Майкова
У всех русских поэтов, и Аполлон Май-ков не исключение, самым заветным, самым сокровенным и бережно храни-мым чувством было чувство родины. Оно составляло существо поэта и определило главную гражданскую ноту всей русской поэзии.
Размышлениями о прошлом, настоя-щем и будущем России проникнуто всё литературное творчество А.Н.Майкова.
Майков любил Россию, русскую исто-рию, передавал в своих стихах русский дух, писал на исторические темы. В его произведениях есть своеобразная фи-лософия истории, которую он сам одна-жды сформулировал:
«События веков я старался вообразить себе по аналогии с тем, что прожил и наблюдал на своём веку, а переживае-мая нами историческая полоса так бо-гата подъёмами и падениями челове-ческого духа, что внимательному взору представляет богатый материал для сравнения с далёкими минувшими эпо-хами».
Взаимосвязи разных времён устанав-ливаются в стихотворении «В Городце в 1263 году», в котором перед смертью Александру Невскому открывается ви-дение будущего России — возникнове-ние Петербурга, основание Александро-Невской Лавры. Преемственная связь устанавливается между двумя государ-ственными мужами — князем Алексан-дром Невским и Петром I:
А.Майков. В Городце в 1263 году
Ночь на дворе и мороз.
Месяц-два радужных
светлых венца вкруг него.
По небу словно идёт торжество;
В келье ж игуменской
зрелище скорби и слёз.
Тихо лампада
пред образом Спаса горит;
Тихо игумен
пред ним на молитве стоит;
Тихо бояре стоят по углам;
Тих и недвижим лежит,
головой к образам,
Князь Александр,
чёрной схимой покрыт –
Страшного часа все ждут;
нет надежды, уж нет!
Слышится в келье порой
лишь болящего бред...
Тихо лампада
пред образом Спаса горит...
Князь неподвижно во тьму,
в беспредельность глядит...
Тьма, что завеса,
раздвинулась вдруг перед ним...
Видит он:
облитый словно лучом золотым,
Берег Невы, где разил он врага...
Вдруг возникает там город...
Народом кишат берега...
Флагами веют
цветными кругом корабли...
Гром раздаётся;
корабль показался вдали...
Правит им кормчий
с открытым высоким челом...
Кормчего все называют царём...
Гроб с корабля поднимают,
ко храму несут,
Звон раздаётся,
священные гимны поют...
Крышу открыли...
Царь что-то толпе говорит...
Вот перед гробом
земные поклоны творит...
Следом – все люди идут
приложиться к мощам...
В гробе ж, – князь видит, –
он сам....
Тихо лампада
пред образом Спаса горит...
Князь неподвижно лежит...
Словно как свет
над его просиял головой –
Чудной лицо озарилось красой,
Тихо игумен к нему подошёл
и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил:
«Наше солнце зашло!»
1875
Комментариев нет:
Отправить комментарий