Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

вторник, 21 июня 2022 г.

ВИКТОР НЕКРАСОВ И ЛЕ КОРБУЗЬЕ




Архитектор Ле Корбузье 

Лениздат, 2014. (В книгу вошли путевые заметки, написанные Некрасовым во время пребывания во Франции и Италии в 1960 году)

Студентом-второкурсником Виктор Не-красов написал письмо архитектору Ле Корбюзье и совершенно для себя нео-жиданно – получил ответ от знамени- тости!

Ле Корбюзье был известным француз- ским архитектором, модернистом, но- ватором, художником и дизайнером. В 30-е годы был объявлен конкурс архи-тектурных проектов Дворца Советов. Узнав о том, что на нём победил тяже-ловесный монстр Иофана, а не блиста-тельный проект гениального Ле Кор-бюзье, студент возмутился, посчитав такое решение жюри несправедливым, глупым, некомпетентным… 

Проекты Ле Корбузье 

Он написал (по-французски) пылкое прочувствованное письмо мэтру в Па-риж, на которое небожитель ответил юному киевлянину беглой, но любезной открыткой, пошутив над одиозным кон-курсом и пожелав юному коллеге твор-ческой дерзости.

Письмо из Франции поразило вообра-жение сокурсников Некрасова, он стал ходячей легендой киевского Крещати-ка. Случай с письмом Корбюзье стал первым знаком необычной судьбы.

В начале 70-х годов Виктор Некрасов посвятит знаменитому французу очерк, он так и называется – «Ле Корбюзье». А ещё раньше, в декабре 1962 года, ров-но через тридцать лет после описанно-го случая с письмом,  Некрасов встре-тился в Париже с  живым Ле Корбюзье, и это было задолго до эмиграции (в го-стях у зодчего Некрасов был с Андреем Вознесенским, как известно, тоже архи-тектором по образованию). Об этой встрече писатель также рассказал в пу-тевых заметках «Месяц во Франции», в то время опубликованных в «Новом мире».
Лениздат, 2014. (В книгу вошли путевые заметки, написанные Некрасовым во время пребывания во Франции и Италии в 1960 году)

Виктора Некрасова, что бы он ни напи-сал, очень интересно читать. И я позво-лю себе отрывок из этих заметок:

«...Между прочим, сидя у Корбюзье, я вспомнил Станиславского — в них есть что-то общее: рост, большие красивые руки, галстук бантиком, но главное — какое-то неуловимо ощутимое величие, не имеющее никакого отношения к важности. Просто ты чувствуешь, что перед тобой великий человек — вели-кий даже при своих слабостях.

У Корбюзье большое умное лицо с рез-кими складками возле рта, редкие, гла-дко зализанные назад седые волосы, очки в толстой оправе и, как я уже ска-зал, очень большие, с длинными силь-ными пальцами руки, на которые всё время смотришь, — они чуть-чуть дро-жат. Он немного глуховат, переспраши-вает. Больше любит говорить, чем слу-шать. К нам отнёсся с большим внима-нием, но без особого любопытства.
После первых общих фраз я задал вопрос: помнит ли он нашу переписку тридцатых годов, переписку с молоды-ми советскими студентами, которые клялись ему в вечной любви и задали ему несколько вопросов, на которые он любезно и очень интересно ответил. 

Нет, он не помнит ничего. Я сказал, что, если это интересует его, я могу при-слать фотокопии его писем. Он побла-годарил, но особого интереса опять-та-ки не проявил. Тогда я поинтересовал-ся тем, как он смотрит на один из своих ответов, в котором он говорил, что его нисколько не интересует архитектура церквей, что надо заниматься архитек-турой и планировкой городов, что это куда важнее, а теперь вот он создал капеллу Роншан, доминиканский мона-стырь Сент Мари де ла Турет? Чем это можно объяснить?

Он прямого ответа не дал, а стал гово-рить о том, что проблема современного города до сих пор не решена, что любой большой город не в силах выбраться из тупика, в который его загнал автотран-спорт, и что цель его жизни — вывести город из этого тупика. Он говорил дол-го, интересно, не давая себя перебить, а если нам это где-то удавалось (мне всё же хотелось вернуться к поставленно-му вопросу), ловко обходил наши сети и развивал свои собственные мысли.

Проекты Ле Корбузье 

Он говорил о городах-сателлитах, о транспортных артериях, вливающихся в город, которые привлекли сейчас осо-бое его внимание; о том, что француз-ские власти не идут ему навстречу в ре-шении самых насущных проблем, что за свою жизнь он много уже настроил в разных концах света и меньше всего во Франции, второй его родине (Корбюзье по происхождению швейцарец)...».

Вот интересно показалось: в начале 60-х годов прошлого века французский градостроитель уже увидел проблему автотранспорта, который «загоняет го-род в тупик». А что бы он сказал сегодня по этому поводу?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий