Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 2 июня 2022 г.

"НО ВСЁ Ж Я ПРОЧНОЕ ЗВЕНО ..."

На фото: Камергерский переулок. На этой улице в доме 6/5 в 1886 году ро-дился Владислав Ходасевич

В эмиграции 28 января 1928 года Хода-севич подытожил свой творческий путь, в продолжение традиции, идущей от Державина и Пушкина, написал свой «Памятник», в котором пророчески оп-ределил своё место на поэтическом олимпе будущего. 

«Памятник» -- редкий вид стихотворе-ний, на который имеют право редкие поэты. Ходасевич знал за собой это право, но памятник себе поставил мало похожий на классический державинско -пушкинский образец. В этом торжест-венном жанре он вывел себе скромный итог, взяв интонацию Боратынского («Мой дар убог, и голос мой не громок») и отказавшись от громкого тона и па-фоса. Стихотворение это стало лакони-чным комментарием к творчеству и жи-зни поэта и могло стать его эпитафией:

ПАМЯТНИК
Во мне конец, во мне начало.
Мной совершённое так мало!
Но всё ж я прочное звено:
Мне это счастие дано.

В России новой, но великой,
Поставят идол мой двуликий
На перекрестке двух дорог,
Где время, ветер и песок...
[28 января 1928. Париж]

«Крупнейший поэт нашего времени, литературный потомок Пушкина по тютчевской линии, он остаётся гордо-стью русской поэзии, пока жива после-дняя память о ней», – так о Владиславе Ходасевиче отозвался Владимир Набо-ков.

***
Когда б я долго жил на свете,
Должно быть, на исходе дней
Упали бы соблазнов сети
С несчастной совести моей.

Какая может быть досада,
И счастья разве хочешь сам,
Когда нездешняя прохлада
Уже бежит по волосам?

Глаз отдыхает, слух не слышит,
Жизнь потаённо хороша,
И небом невозбранно дышит
Почти свободная душа.
8—29 июня 1921

Я не нашла ни памятник, ни улицу, ни какую-нибудь памятную доску в честь В.Ходасевича. Как любят говорить в таких случаях иностранцы, в России слишком много хороших поэтов, а вот если бы он родился в другой стране, для неё он бы стал выдающимся. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий