М.: Стрекоза, 2022.
(юбилейное издание)
В эпоху, когда типичный герой русского романа страдает от невозможности приложить свои силы в России, Гонча-ров вывел на сцену человека, созна-тельно избегающего любых усилий.
«Обломов» (1859) стал центральным звеном романной «трилогии О» Гонча-рова, куда также вошли «Обыкновенная история» (1847) и «Обрыв» (1869). Три романа писатель мыслил как единую эпопею.
О своем герое сам Гончаров сказал так: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной, доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры». Именно таким предстаёт перед нами в романе Илья Ильич Обломов.
Роман «Обломов» современные ему читатели и критики однозначно воспри-нимали как роман испытания личнос-ти. Начало тенденции положили рома-ны Тургенева середины 1850-х годов – сначала «Рудин», затем одновременно с первой частью «Обломова» было опу-бликовано «Дворянское гнездо», а пос-ле — «Накануне». Ещё годом раньше вышел социальный роман «Тысяча душ» Писемского. Все эти книги — про героев, которые чувствуют в себе по-тенциал, но не находят приложения сил в своей стране. И Обломов оказывает-ся самым ярким воплощением этой неспособности отыскать себе место в жизни.
Добролюбов в знаменитой статье «Что такое обломовщина?» говорит об инер-тности, умственной неподвижности, от-сутствии привычки к делу и контакта с реальностью как характерном состоя-нии российской общественной жизни на тот момент.
Так же воспринимает роман и Дмитрий Писарев, который посвятил «Обломо-ву» целую серию статей («Роман И.А. Гончарова "Обломов"», «Писемский, Тургенев, Гончаров», др.). Он высоко ценит способность Гончарова снять слепок с действительности во всех её подробностях. Но в споре между мечта-тельным Обломовым и деятельным Штольцем сам автор не стоит ни на чьей стороне. И Писарев указывает на это, он считает, что писателю не хвата-ет критического взгляда на действи-тельность и отчётливо выраженного авторского отношения.
Оппонентом Писарева в этом споре стал критик Александр Дружинин из журнала «Библиотека для чтения» («"Обломов". Роман И.А.Гончарова»), который полагает, что трансформиро- вать сознание читателей способен только большой и настоящий художник, и Гончаров как раз таковым и являет-ся. Дружинин отмечает нравственную чистоту Обломова и считает его "сво-бодным от нравственных болезней". Критик полагает, что люди практичес-кого склада ума зря его осуждают.
Там, где литература — поле обществен-ной дискуссии, рейтинг критиков воз-/главляет Писемский, трезво указыва-ющий на причины бед, за ним следует более мягкий в обличении Тургенев.
И все критики вне зависимости от сво-его отношения к роману Гончарова справедливо предсказывали «Обломо-ву» долгую жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий