Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 3 июня 2022 г.

АПОЛЛОН МАЙКОВ


"Казалось, что такие люди попадаются на каждом шагу, но стоило заговорить ему – и вы начинали думать, что Апол-лон Майков один на целом свете. В об-ращении его была какая-то сухость или строгость, но это не отталкивало от не-го, а привлекало, словно тёмный блеск старого золота. Ни одно слово, срывав-шееся с его губ, не могло замереть в воздухе, не приковав к себе вашего внимания. Мне казалось, что таковы именно были пророки и апостолы...". 

Так в очерке, посвящённом поэту Апол-лону Николаевичу Майкову, рассказы-вал о нём его младший современник писатель Е.Н.Опочинин.

Аполлон Майков (1821-1897) родился в Москве 200 лет назад в творческой се-мье. Отец его был известным художни-ком, а мать писала стихи и прозу. В их доме постоянно бывали деятели куль-туры и искусства. Будущему поэту ни-чего не оставалось, кроме как продол-жить дело своих родителей. Он и начи-нал как художник, но позднее оконча-тельно сделал выбор в пользу литера-туры.

Когда Майков начинал писать и публи-коваться, в начале 40-х годов ХIX века, уже ушли Пушкин и Лермонтов, Языков и Боратынский, окончательно покинул страну Жуковский, а новое поколение – А.Фет, А.Григорьев, – как и Майков, то-лько начинало свой путь в литературе. 

В 1842 году вышел первый сборник сти-хов Аполлона Майкова. Трудно было в это время не заметить столь гармонич-ных стихов. О сборнике благосклонно отозвались Плетнёв и Белинский.

За первую книгу А.Майков получил по-собие от императора в размере 1000 рублей. На эти деньги он вместе с от-цом в течение двух лет путешествовал по Европе.

В отличие от большинства русских поэ-тов жизнь Майкова видится благопо-лучной вполне. Он никогда не знал ни бедности, ни преследований. Поэт пи-сал:

«Вся моя биография не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни, в ходе расширения моего внут-реннего горизонта, в укреплении взгля-да на жизненные вопросы, нравствен-ные, умственные, политические, во внутренней работе ума...».

Вернувшись в Россию, Аполлон Майков некоторое время служил библиотека-рем в Румянцевском музее. А когда учреждение было переведено в Москву, поэт перешёл в Комитет иностранной цензуры, где проработал почти полве-ка, дослужившись до высокого чина действительного статского советника. Убеждённый монархист, славянофил, законопослушник, он никогда не скры-вал своих верноподданнических чувств.

Интересное мнение о Майкове-поэте оставила в своих воспоминаниях Зина-ида Гиппиус:

«Майков при мне читал только раз. Он читал очень хорошо. Был сухой, тонкий, подобранный, красивый, с холодно- ум-ными, пронзительными глазами. В чте-нии его была та же холодная пронзи-тельность и усмешка... Удивительно читал он «Три смерти»: 

Простите, гордые мечтанья, 
осуществить я вас не мог. 
О, умираю я как Бог 
средь начатого мирозданья.

Конечно, Майков был самый талантли-вый из всей плеяды поэтов того време-ни. Какой-то одной, нежной, чёрточки не хватало его дарованию: оттого, веро-ятно, он и забыт был так скоро и никог-да не был любим, как Фет, например, который, по-моему, куда ниже...».

Комментариев нет:

Отправить комментарий