Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 23 июня 2022 г.

ТВАРДОВСКИЙ НА ВОЙНЕ


Первое знакомство будущего поэта Саши Твардовского с литературой со-стоялось дома, когда долгими зимними вечерами в кругу семьи читались вслух произведения русских классиков. По-сле школы Саша Твардовский и сам стал писать. В качестве селькора рай-онных и областных газет он печатал свои статьи. А в 1925 году в газете «Смоленская деревня» появилось его первое опубликованное стихотворение «Новая изба».

Я не знала, что, как и Давид Самойлов, Твардовский учился в знаменитом ИФЛИ (Институт истории, философии и литературы). Он закончил его с отличи-ем до войны, в 1939 году. 

В том же году А.Твардовский был при-зван в армию корреспондентом воен-ной газеты. Каждый военкор того вре-мени имел воинское звание, личное оружие и должен был в случае необхо-димости заменить погибшего в бою офицера. И такой опыт уже в годы Ве-ликой Отечественной у Твардовского был.

Уже 23 июня 1941 года А.Т.Твардовский оформил документы для направления в действующую армию, получив назна-чение в газету Киевского особого воен-ного округа «Красная Армия». В годы войны она представляла собой поезд-редакцию. Твардовский знал о фронте не понаслышке: часто бывал на пере-довой, не однажды попадал под обст-релы и бомбежки, тяжело переживал смерть друзей.

Отступая на восток, наши войска несли огромные потери, оказываясь в изоли-рованных группах. В одну из групп по-пал тогда и Твардовский. Посланные по решению командиров разведчики бесследно исчезли. Бойцы уходили все дальше от дороги, командир части про-пал. Обратились за советом к Твардов-скому, который хорошо знал эти места. Александр Трифонович принял на себя всю полноту ответственности и вывел часть из окружения. 

Генерал А.Горбатов вспоминал: «Мне посчастливилось на своем веку видеть мужественных людей <…>, и лучшим из всех виденных героев, сильным, насто-ящим <…> я считаю Александра Трифо- новича Твардовского».

Должность корреспондента фронтовой газеты требовала бесперебойно поста-влять в очередной номер материал, ук-репляющий боевой дух красноармей-цев, поднимающий настроение и моби- лизующий на отпор врагу. С первых чи-: сел июля 41-го почти в каждом номере газеты появлялись его стихи, очерки, фельетоны. В военных стихах Твардов-ский писал о событиях, бывших на том фронте, где он служил сам, чаще всего лично знал тех, о ком писал.

Осенью 1943 года, когда Твардовский вместе с частями дивизии в рядах ос-вободителей шёл к родному Загорью, он, потрясённый увиденным, с горечью скажет: «Родное Загорье. Только нем-ногим жителям здесь удалось избе-жать расстрела или сожжения. Мест-ность так одичала и так непривычно выглядит, что я не узнал даже пепели-ще отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек…».

Вместе с действующей армией Твар-довский прошел дорогами войны от Москвы до Кенигсберга: участвовал в битве за Москву, в освобождении Бело-руссии, Украины, Польши.

На войне, под кровлей шаткой,
По дорогам, где пришлось,
Без отлучки от колёс,
В дождь, укрывшись плащ-палаткой,
Иль зубами сняв перчатку
На ветру, в лютой мороз,
Заносил в свою тетрадку
Строки, жившие вразброс.

Изо дня в день все четыре года войны поэт вёл военные дневники и рабочие тетради: записи о текущих событиях и встречах, размышления о происходя-щем с черновыми набросками и вариантами стихов. 
В 2005 году они впервые были полно-стью опубликованы под заголовком «Я в свою ходил атаку…»: Дневники. Пись-ма. 1941-1945».

Твардовский закончил войну в звании подполковника. Поэзия военной тема-тики, которая выразила мысли и чув-ства, волновавшие целое поколение советских людей, осталась главной в его творчестве.

У  с л а в н о й  м о г и л ы
Нам памятна каждая пядь
И каждая наша примета
Земли, где пришлось отступать
В пыли сорок первого лета.

Но эта опушка борка
Особою памятью свята:
Мы здесь командира полка
В бою хоронили когда-то.

Мы здесь для героя отца,
Меняясь по-двое, спешили
Готовый окопчик бойца
Устроить поглубже, пошире.

В бою — как в бою. Под огнём
Копали, лопатой сапёрной
В песке рассекая с трудом
Сосновые жёлтые корни.

И в жёлтой могиле на дне
Мы хвои зелёной постлали,
Чтоб спал он, как спят на войне
В лесу на коротком привале.

Прости, оставайся, родной!..
И целых и долгих два года
Под этой смоленской сосной
Своих ожидал ты с восхода.

И ты не посетуй на нас,
Что мы твоей славной могиле
И в этот, и в радостный час
Не много минут посвятили.

Торжествен, но краток и строг
Салют наш и воинский рапорт.
Тогда мы ушли на восток,
Теперь мы уходим на запад.

Над этой могилой скорбя,
Склоняем мы с гордостью знамя:
Тогда оставляли тебя,
А нынче, родимый, ты с нами.
1943

Комментариев нет:

Отправить комментарий