В русской литературе стихи о поэте и поэзии – гораздо бо́льшее, чем просто размышления мастеров о своём высо-ком ремесле. В этих стихах – история отношения русской поэзии к государ-ству, к действительности, к миру.
Майков дебютировал в поэзии вместе с Фетом, Полонским, А.К.Толстым. Все они стремились спасти поэзию от "ди-дактизма", сохранить её право петь красоту любви, природы, искусства. Им суждено было долго нести на себе, как печать отвержения, ярлык "чистого ис-кусства", далёкого от жизни и её про-блем.
На самом деле идея бегства от дейст-вительности в некий иллюзорно-пре-красный мир, в "башню из слоновой кости" органически чужда этим поэтам. Они стремятся найти красоту в земном обыденном, увидеть идеальное и веч-ное в повседневном и преходящем.
Для Майкова источником творчества является и прогулка в осеннем лесу, и "музыка дубравы". И муза может явить-ся поэту в образе вполне земной деву-шки. А это и есть сама жизнь.
Долгая настороженность по отноше-нию к "чистым" лирикам объясняется вовсе не содержанием их творчества. Мир раскололся на два лагеря, каждый из которых стремился поставить поэ-зию на службу своим нуждам и требо-ваниям. А когда схватка двух социаль-ных лагерей достигла кульминации, в программных стихах Майкова появи-лись забытые детали высокой поэзии (алтарь, венки, поэт-жрец, жертвенный пламень).
Но всё, что призвано защитить поэзию в трудное время, не может заслонить главного: прочной жизненной основы творчества "чистых" лириков, в лучших стихах которых отразился человек сво-ей эпохи. Причём, отразился теми сто-ронами личности, которым по разным причинам не нашлось места в поэзии Некрасова и его последователей. В кон-це концов оказалось, что оба направле-ния поэзии стали взаимодополняющи-ми.
О к т а в а
Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать
по книгам мудрецов:
У брега сонных вод,
один бродя, случайно,
Прислушайся душой
к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми…
В созвучии стихов
Невольно с уст твоих
размерные октавы
Польются, звучные,
как музыка дубравы.
1841
***
Чужой для всех,
Со всеми в мире –
Таков, поэт,
Твой жребий в мире!
Ты – на горе,
Они – в долине;
Но – бог и свет
В твоей пустыне.
Их дух привык
Ко тьме и ночи,
И голый свет
Им режет очи, –
Но ведь и им,
На самом пире,
Им нужно знать,
Что есть он в мире,
Что где-нибудь
Ещё он светит,
Что воззовёшь –
И он ответит!
1872
***
Мысль поэтическая –нет! –
В душе мелькнув, не угасает!
Ждёт вдохновенья много лет
И, вспыхнув вдруг, как бы в ответ
Призыву свыше – воскресает...
Дать надо времени протечь,
Нужна, быть может, в сердце рана –
И не одна, – чтобы облечь
Мысль эту в образ и извлечь
Из первобытного тумана...
1887
Комментариев нет:
Отправить комментарий