Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 19 января 2023 г.

«ПЕЧАЛЕН МИР. ВСЁ СУЕТА И ПРОЗА...»: ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ И ЖУРНАЛ «КРОКОДИЛ»

Ещё одно издание-юбиляр из книжного шкафа.

Журнал "Крокодил" и поэт Мандель-штам – понятия, казалось бы, не соче-
таемые, во всяком случае не очень привычные. Однако именно "Крокоди-лу" мы обязаны выходом в год 100-ле-тия Мандельштама вот этой замеча-тельной брошюры, в которой собраны шуточные стихи поэта: басни, эпиграм-мы, обращения, посвящения, подража-ния... 

Мандельштам обращался к этим жан-рам на протяжении всей своей жизни. В это издание включены стихи 1910-1936 годов. 

«Не скрою, для меня такое обилие его юмористических и сатирических произ-ведений было открытием. Я знал и лю-бил Мандельштама-лирика. Отдавал должное Мандельштаму-философу. Высоко ценил его переводы. Был зна-ком со стихами для детей, прозой, кри-тическими статьями. И вдруг...», – при-знавался главный редактор журнала "Крокодил" Алексей Пьянов.

Так случилось потому, что бо́льшая часть этих произведений долгое время хранилась в архиве поэта, а также в ме-муарах близко знавших его людей, и не издавалась. И маленькая крокодиль-ская книжка 30 лет назад стала их воз-вращением и сюрпризом для читателей

Из трагикомедии
«Кофейня разбитых сердец»

1.
Мне дан желудок, что мне делать с ним,
Таким голодным и таким моим.

О радости турецкий кофе пить
Кого, скажите, мне просить?

2.
Маятник душ – строг,
Качается глух, прям.
Если б любить мог...
Я этих двух дам.

3.
"Камень" в витринах есть, 
но есть и в печени камень.
Знай: рассосаться, мой друг, 
трудно обоим камням.
1915

Торговке Розе
[В помещении издательства "Всемирная литература" в Петрограде женщина по имени Роза держала ларёк]

1.
Печален мир. Всё суета и проза.
Лишь женщины нас тешат да цветы.
Но двух чудес соединенье ты:
Ты – женщина! Ты – Роза!

2.
Если грустишь, что тебе задолжал я одиннадцать тысяч,
Помни, что двадцать одну
мог я тебе задолжать.
1920

Себастьян и Бах

Какой-то гражданин
Не то чтоб слишком пьяный,
Но может быть в нетрезвом виде –
Он
В квартире у себя установил орган.
Инстру́мент заревел. 
Толпа жильцов в обиде,
За управдомом шлют.
Тот – гневом обуян.
И тотчас вызванный им дворник Себастьян
Бах-бах! –
Машину смял, мошеннику дал в зубы!..
__________
Не в том беда, что Себастьян – грубьян,
Но плохо то, что Бах какой-то грубый.

Комментариев нет:

Отправить комментарий