Возвращаясь к поездке на Сахалин.
Что, казалось бы, под силу одному – частному человеку, литератору, путе-шественнику без подорожной? Чехов лучше других определил смысл одино-кого подвижничества в некрологе Пржевальскому. Там есть замечатель-ные слова:
"В наше больное время, когда европей-скими обществами обуяла лень, скука жизни и неверие, когда всюду в стран-ной взаимной комбинации царят нелю-бовь к жизни и страх смерти, когда да-же лучшие люди сидят сложа руки, оп-равдывая свою лень и свой разврат отсутствием определённой цели в жизни, ПОДВИЖНИКИ НУЖНЫ, КАК СОЛНЦЕ".
На фоне биографий других русских писателей, когда у Пушкина были ссылка и дуэль, у Достоевского – Семёновский плац с ожиданием казни и каторга, у Толстого – четвёртый бас-тион в Севастопольскую блокаду, Че-хов рисковал остаться писателем без яркой судьбы, жизнь его протекала ровно. Он сам создал в своей жизни подвиг – одинокую подвижническую поездку на остров-тюрьму.
«... в места, подобные Сахалину, мы должны ездить на поклонение, как турки ездят в Мекку, а моряки и тюрь-моведы должны глядеть, в частности, на Сахалин, как военные на Севасто- поль».
Комментариев нет:
Отправить комментарий