Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 22 января 2023 г.

НА ЕЛЬНИНСКОЙ ЗЕМЛЕ


Самые сердечные, задушевные стихи и песни М.В. Исаковский посвятил родно-му Смоленскому краю. Здесь он родил-ся, вырос, впервые почувствовал необ-ходимость отразить в своих произведе-ниях многообразную жизнь земляков.

В 60-е годы по настоянию А.Т. Твардов-ского поэт начал писать воспоминания о родных местах. В 1971 году они были изданы под названием "На Ельнинской земле". Эти страницы охватывают пе-риод с детских лет до двадцатых годов прошлого века. Рассказывая о своей работе над книгой, М.Исаковский отме-чал: «... Пишу я не только свою сугубо личную автобиографию, но в известной степени и биографию времени, биогра-фию многих людей, из среды которых я вышел и сам".

Смоляне и по сей день чтят память о своём великом земляке. В Доме куль-туры в селе Всходы Угранского (Ель-нинского) района, который был постро-ен в послевоенные годы на деньги, переданные Исаковским, действует сегодня Музей песни "Катюша". Смоля-не верят, что именно во Всходах нахо-дится тот самый крутой берег, на кото-рый выходила Катюша. В трёх киломе-трах от села, над рекой Угрой создана композиция "Катюшин берег". Следует добавить, что на базе музея ежегодно проводится литературный песенный фестиваль.

Но это ещё не всё.
К 120-летней годовщине рождения по-эта на территории школы села Всходы был разбит сад "Катюши", в котором уже сегодня растут 60 сортовых яблонь и груш. А этой весной количество дере-вьев хотят довести до 120 – по числу лет поэта! И в дальнейшем будут сле-дить, чтобы число деревьев соответ-ствовало количеству годов со дня рож-дения Михаила Васильевича Исаков-ского.
Край мой Смоленский

Край мой Смоленский, 
Бкрай мой родимый, 
Здесь моя юность когда-то бродила,
Здесь моя юность когда-то бродила,
По перелескам костры разводила,
В жите высоком венки заплетала,
Встречи нежданной здесь ожидала,
В дальние дали отсюда стремилась, —
Где ж она делась, куда она скрылась?
Знать, отшумела весенней водою,
Знать, отгорела вечерней зарёю...
В поле следы её смыты дождями,
Голос развеян глухими ветрами...

Что ж я брожу по родимому краю?
Что же я снова её вспоминаю?
Ей никогда не вернуться обратно,
Жёлтые листья мне шепчут невнятно,
Гуси кричат, надо мной пролетая,
Что миновала пора золотая.
Кто-то чуть слышно ведёт на гармошке:
«Позарастали стёжки-дорожки...».
Позарастали мохом, травою,
Где мы гуляли вместе с тобою.
1947

Вишня

В ясный полдень, на исходе лета,
Шёл старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нёс её домой.

Он глядел весёлыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растёт большая-пребольшая,
Пусть идёт и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени её прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада,—
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо,—
Всё равно я вишню посажу!»
1940

Комментариев нет:

Отправить комментарий