***
В детские годы,
в преддверии грозной судьбы,
сидя за школьною партой,
веснушчат и мал,
я в букваре нашу заповедь:
«Мы – не рабы!» –
с детскою верой и
гордостью детской читал.
Дальше вела меня века крутая стезя,
марш пятилеток
над вьюжной страною гремел.
«Мы – не рабы и
рабами не будем, друзья!» –
я с комсомольцами
в клубе фабзавуча пел.
Выше шагай
по расшатанной лестнице лет!
К царству грядущего братства
иди напролом!
Как же случилось,
что я, запевала-поэт,
стал – погляди на меня –
бессловесным рабом?
Не в чужеземном пределе,
а в отчем краю,
не на плантациях дальних,
а в нашей стране,
в грязной одежде раба
на разводе стою,
номер раба у меня
на согбенной спине.
Я на работу иду, как убийца на суд,
мёрзлую землю долбить
и грузить доломит.
Нашу колонну вперёд конвоиры ведут,
рядом <...> и овчарка визжит.
1952
(Инта, лагерь)
Судьба русских поэтов напоминала ру-летку: жертвой мог стать каждый. А пе-ред этим власть делала своих жертв соучастниками убийств: Борис Корни-лов подписал письмо, клеймящее Пав-ла Васильева. Сам же Васильев как будто был причастен к аресту и гибели талантливейшего Николая Клюева, ко-торый его искренне простил.
Ближайшие друзья погибли. Смелякову "повезло" больше. При жизни он был признан и обласкан той самой влас-тью. О поэте рассказывают, что он со-единял в себе тончайший аристокра-тизм и беспардонную грубость, личное отчаяние и казённый оптимизм, вдох-новенное служение своему дару и его откровенное разбазаривание.
«Трижды зэк Советского Союза и на склоне лет – лауреат» (И.Фоняков о Смелякове) знал прекрасно ту цену, которую пришлось заплатить совет-скому Молоху за прижизненное при-знание. А его предсказуемость, «похаб-ство», «хамство и пьянство» (В. Корни-лов) были той барщиной, которую он взвалил на себя, чтобы обезопаситься и писать настоящее, не заёмное, а вневременное.
Штейнберг, Владимир Корнилов, Давид Самойлов, не причастные, в отличие от Смелякова, к официально-советской травле Солженицына, считали его, тем не менее, своим – и восхищались его стихами. Давид Самойлов также счи-тал, что «Смеляков – талант, убитый страхом и фальшью». «Страха и фаль-ши» было действительно много. Но талант превозмог всё.
***
Я понял мысли верным ходом
средь достижений и обид –
своим избранникам природа
за превосходство нагло мстит.
Француза, сделанного тонко
из вкуса, сердца и ума,
поставит вдруг на четвереньки
и улыбается сама.
И гениального мальчишку
средь белоблещущих высот
за то, что он зарвался слишком,
рукой Мартынова убьёт.
...И я за те мои удачи,
что были мне не по плечу,
сомкнувши зубы, не запла́чу,
а снова молча заплачу́.
Комментариев нет:
Отправить комментарий