Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

понедельник, 9 января 2023 г.

«ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! МАТЬ И ОТЕЦ!..»

Владимир Федосеевич Раевский, поэт, первый декабрист, герой Отечествен-ной войны 1812 года, прапрадед Анато-лия Жигулина по материнской линии

В детстве родители боялись рассказы-вать своему ребёнку, что по материн-ской линии он происходит из древнего дворянского рода. Но любознательный мальчик листал тома домашней библи-отеки и фамильные альбомы и само-стоятельно узнавал о славных делах своих предков.

Анатолий Жигулин. Родители

                   Е.М.Раевской
                   В.Ф.Жигулину
Дорогие родители!
Мать и отец!
Не сердитесь, что письма
Пишу вам короче и реже.
Просто всё тяжелеет
Судьбы незабытый свинец.
И с годами печали
Больнее, чем прежде…

Но и нынче я помню
О дальнем, родном и святом.
И ночами всё вижу
В картинках отчётливо резких:
По рассказам отца —
Деревенский жигулинский дом,
И в старинном Воронеже —
Дом знаменитых Раевских.

Впрочем, нет.
«Знаменитых» — неправильно, нет.
Знаменитыми были
Далекие мамины предки:
В орденах — генерал,
А в цепях — декабрист и поэт,
Раньше прочих познавший
Тюремные камеры-клетки.

…А Жигулины родом
Откуда-то из-под Ельца.
Там и нынче в селе —
Все Жигулины да Жигулёвы.
А потом — Богучар
И родная деревня отца —
Монастырщина.
Сколько беды в этом слове!..

И луга за Подгорным —
Моя изначальная жизнь.
И горящий Воронеж —
Моё изначальное горе.
Две могучие крови
Во мне воедино слились,
И пошёл я по жизни
В извечном душевном раздоре…

Не печальтесь, родные!
Я буду почаще писать
И конечно, приеду.
Дела и заботы отрину.
Еще многое мне
Вы должны о себе рассказать,
Чтобы я рассказал
Своему несмышлёному сыну.

О т е ц
В серый дом
Моего вызывали отца.
И гудели слова
Тяжелее свинца.

И давился от злости
Упрямый майор.
Было каждое слово
Не слово — топор.

— Враг народа твой сын!
Отрекись от него!
Мы расшлёпаем скоро
Сынка твоего!..

Но поднялся со стула
Мой старый отец.
И в глазах его честных
Был тоже — свинец.

— Я не верю! — сказал он,
Листок отстраня. —
Если сын виноват —
Расстреляйте меня.
1962

***
Ах, мама, мама! Как ты пела, мама!
Тебя уж нет, но голос твой — во мне.
Он всё звучит и нежно, и упрямо.
И сердце стынет в горьком полусне.

В той тихой песне было много боли.
Про чёрный омут, вербы, тростники.
Про васильки, которые для Лёли
Вы собирали в поле у реки.

Ушло навеки всё, что было близко.
Лишь васильков — косою не скосить.
Забыл слова из песни материнской.
Забыл слова, и некого спросить.
12.05.1998                      
               
* * *
Мама! Дворянка Раевская.
Польша, двенадцатый век.
Древнему роду отместкою
Холмик без знаков и вех.

Рядом сосна разветвлённая.
Легче могилу найти.
Крона густая зелёная
Метой поможет в пути.

С Ирой и сыном Володею
В город поедем опять.
Родина, родина, родина —
Будут колеса стучать.

Крест православный берёзовый
Нежно поглажу рукой.
Розовый, розовый, розовый
Будет закат за рекой.
12.05.1998

Комментариев нет:

Отправить комментарий