Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 5 января 2023 г.

«БЕЛЫЙ СОН НА СНЕЖНОЙ ТРАССЕ»

Ну, вот такое своеобразное "поздравле- ние" с наступающим Рождеством от Анатолия Жигулина.

Из Дневника писателя:
«6.VIII.1980 г.
Неожиданно позвонил Булат [Окуджа-ва]. Он вернулся из Коктебеля, хотел уз-нать новости. А какие я знаю новости?.. Булат переживает смерть В. Высоцкого. Хотел, дескать, написать стихи на его смерть, но "лезет всякая банальщина". Спросил, работаю ли я, пишется ли. Я сказал, что написал несколько стихов, могу прочесть одно. Прочёл ему стих[о-творени]е "Отдам еврею крест натель-ный...".

Он был потрясён:
– Замечательно! Просто замечательно! Удивительные, великолепные стихи! Не ожидал!..
– А почему не ожидал? Чего?
– Не ожидал такой поворот. Молодец!»

Анатолий Жигулин. Палестина

«Во время шкуровских погромов в Во-ронеже семья Раевских прятала в сво-ём доме еврейских детей. Надевали им на шею крестики: крещёных бандиты не трогали».
(Из рассказа моей матери Е.М.Раев-ской)

Отдам еврею крест нательный,
Спасу его от злых людей...
Я сам в печали беспредельной,
Такой же бедный иудей.

Судьбою с детства не лелеем
За неизвестные грехи,
Я мог бы вправду быть евреем,
Я мог бы так писать стихи:

По дорогой моей равнине,
Рукой качая лебеду,
С мечтой о дальней Палестине
Тропой российскою иду.

Иду один, как в поле ветер.
Моих друзей давно уж нет.
А жизнь прошла,
И не заметил.
Остался только тихий свет.

Холодный свет от тихой рощи
И дальний синий полумрак...
А жить-то надо было проще,
Совсем не так, совсем не так...

Но эту горестную память
И эту старую поветь
Нельзя забыть, нельзя оставить.
Осталось только умереть.

А в роще слышится осина.
А в небе светится звезда...
Прости, родная Палестина.
Я не приеду никогда.

***
                          Б. Окуджаве
Чёрный ворон, белый снег.
Наша русская картина.
И горит в снегу рябина
Ярче прочих дальних вех.

Чёрный ельник, белый дым.
Наша русская тревога.
И звенит, звенит дорога
Над безмолвием седым.

Черный ворон, белый снег.
Белый сон на снежной трассе.
Рождество. Работать – грех.
Но стихи – работа разве?

Не работа – боль души.
Наше русское смятенье.
Очарованное пенье –
Словно ветром – в камыши.

Словно в жизни только смех,
Только яркая рябина,
Только вечная картина:
Чёрный ворон, белый снег.
1978

Комментариев нет:

Отправить комментарий