Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 22 января 2023 г.

ЮРИЙ ЛЕВИТАНСКИЙ: «И ВСЁ-ТАКИ МНЕ ПОВЕЗЛО...»

#Левитанский100

22 января могло исполниться 100 лет выдающемуся поэту ХХ века Юрию Левитанскому (1922-1996). 

Когда началась война, Левитанский учился на втором курсе ИФЛИ. Как и многие его сокурсники, ушёл добро- вольцем на фронт. Был пулемётчиком, военкором. Оборонял Москву, участво-вал в битве на Курской дуге, во взятии Харькова, форсировал Днепр. Войну закончил в Праге. Отсюда часть была переброшена на Дальний Восток, где шла война с Японией. Поэт был демо-билизован только в 1947 году.

Богатый военный опыт не стал главной темой в творчестве Левитанского, как у многих других поэтов-фронтовиков. Он не любил вспоминать войну. "Ну что с того, что я там был..." – это едва ли не единственное стихотворение Левитан-ского на военную тему.

«Я нетипичная фигура. Я давно всё за-черкнул. Войну и эту тему для себя лич-но. Я люблю Европу, Вену, Прагу... Когда в Прагу вошли в 1968-м советские тан-ки, я просто плакал...».

Левитанский рисовал свои собствен-ные картины мира. Его влекла «чистая поэзия». В 1970 году вышла книга «Ки-нематограф», открывшая читателям по-эта тонкого, ранимого, глубоко и прони-кновенно чувствующего. Следующая книга «Письма Катерины, или Прогулки с Фаустом» (1981) сделала его ещё бо-лее популярным среди любителей поэ-зии.

Он не был бунтарём и диссидентом. Ключ к личности поэта в эстетических расхождениях с властью. В условиях внешней несвободы он оставался вну-тренне свободным человеком. Поэзия для него была делом, а дело – словом. 

Последние стихи Юрия Левитанского:

***
Я видел вселенское зло.
Я всякого видел немало.
И гнуло меня, и ломало,
и всё-таки мне повезло.

Мне дружбу дарили друзья, 
и женщины нежно любили.
Меня на войне не убили,
мне даже и тут повезло.

Ещё повезло мне, что вот
я дожил до вашей эпохи,
где вовсе дела мои плохи
и зыбок мой завтрашний день.

И всё же я счастлив, что смог,
что дожил до этого мига,
до этого мощного сдвига
тяжёлых подземных пород.

Я видел начало конца,
и тут меня Бог не обидел,
я был очевидцем, я видел
начало грядущих начал.

Я дожил, мне так повезло,
я видел и знаю наверно –
история движется верно,
лишь мерки её не про нас.

И всё ж до последнего дня
во мне это чувство пребудет –
я был там, я знаю, что будет
когда-нибудь после меня.
1994

Комментариев нет:

Отправить комментарий