Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

вторник, 17 января 2023 г.

И.ХЕМНИЦЕР. СТРЕКОЗА


Все мы знаем басню И.А. Крылова про легкомысленную Стрекозу 🦟 и трудо-любивого 🐜 Муравья. Она была опуб-ликована в 1808 году. Более чем за 30 лет до этого И.Хемницер рассказал про свою Стрекозу. И, надо сказать, его бас-ня достойно конкурирует с популярной басней Крылова. Оба баснописца заим-ствовали сюжет у Эзопа. Впрочем, не только они. В ХVII веке во Франции сю-  жетом этим воспользовался Лафонтен. А у нас первой в этом ряду стоит прит-ча А.П.Сумарокова. Стрекоза, впрочем, у разных поэтов могла заменяться жу-ком, цикадой или кузнечиком🦟 🐜 🦗. 

Но у Хемницера "Стрекоза" особенная. Она имеет счастливый конец! Прочита-ем его басню и убедимся в том, что у поэта было очень доброе сердце ❤️. 

И.И.Хемницер. С т р е к о з а
Всё лето Стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела.
И просит Муравья: «Помилуй, Муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба ни зерна, 
и как мне быть, не знаю.
Не можешь ли меня 
хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб уж хоть кое-как 
до лета мне дожить?
А лето как придёт, я, право, обещаю
Тебе всё вдвое заплатить».

— «Да как же целое ты лето
Ничем не запаслась?» — 
ей Муравей на это.
— «Так, виновата в том; 
да что уж, не взыщи
Я запастися всё хотела,
Да лето целое пропела».
— «Пропела? Хорошо! 
поди ж теперь свищи».

Но это только в поученье
Ей Муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.
1772

Комментариев нет:

Отправить комментарий