Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

четверг, 26 января 2023 г.

ПЕСЕННОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ ИСАКОВСКОГО






Отличительная черта поэзии М.Исаков-ского - её песенность и музыкальность. Почти каждому его стихотворению при-суща внутренняя мелодия, соответству-ющая тем чувствам и думам, которые выражает поэт. 

Тем удивительнее следующий факт из биографии Исаковского. В начале 30-х годов он участвовал в конкурсе на луч-шую лирическую песню; комиссия тог-да вынесла вердикт: "Вам, молодой че-ловек, песни писать не следует – не ло-жатся ваши стихи на музыку".

Между тем, поэтическая речь Исаков-ского напевна, мелодична и народна по природе своей. Стихи его живут не то-лько при наличии музыки,но и самосто-ятельно. Они тесно связаны с фолькло-ром, с народной лирической песней, с частушкой. Поэт использует особенно-сти устного народного творчества, его традиционные размеры, символы, пов-торы. По своей форме и языку лирика Исаковского отличается ясностью. И пишет он всегда по глубокой душевной потребности.

Стихотворение "Спой мне, спой, Проко-шина" обращено к прославленной со-листке Хора имени Пятницкого Алек-сандре Васильевне Прокошиной. В ре-пертуаре хора Пятницкого много песен на стихи Исаковского. А посвящено оно памяти матери поэта, которая знала ог-ромное количество народных песен, за-мечательно их исполняла. Исаковский очень любил слушать материнское пение.

Спой мне, спой, Прокошина

              Памяти моей матери
Спой мне, спой, Прокошина,
Что луга не скошены,
Что луга не скошены,
Стёжки не исхожены.
Пусть опять вспомянется
Всё, что к сердцу тянется,
Пусть опять почудится
Всё, что не забудется:

Сторона далёкая,
Хата в два окна,
В поле рожь высокая,
Тёплая весна,
Ельники, березники
И друзья-ровесники…
Под отцовской крышею
Здесь я жил и рос,
Здесь ребячье первое
Слово произнёс.
И отсюда в юности
Начал долгий путь,
Чтоб судьбу счастливую
Встретить где-нибудь;

Чтоб своё законное
Место отыскать.
И меня за росстани
Проводила мать.
Обняла, заплакала…
— Ну, сынок, иди!.. —
И осталась, бедная,
Где-то позади.
И осталась, горькая
На закате дня —
Думать и надеяться,
Ожидать меня.

И мне часто чудится,
Что сидит она
И глазами блеклыми
Смотрит из окна.
Смотрит, не покажется ль
Пыль на большаке,
Смотрит, не появится ль
Путник вдалеке.
Может быть, появится,
Может, это я…

И опять мне хочется
В дальние края,
В дальние, смоленские,
К матери родной,
Будто не лежит она
В поле под сосной,
Будто выйдет, старая,
Встретит у ворот
И со мною под вечер
На поля пойдёт;
Станет мне рассказывать
Про вчерашний сон,
Про дожди весенние,
Про колхозный лён;

Станет мне показывать
Все места подряд,
Где мальчишкой бегал я
Много лет назад;
Где луга зелёные
Вместе с ней косил
И куда ей завтраки
Я в жнитво носил…

Всё опять припомнится,
Встанет предо мной,
Будто не лежит она
В поле под сосной;
Будто тёплым вечером
Смотрит из окна,
А кругом — широкая,
Дружная весна…

Спой же, спой, Прокошина,
Что трава не скошена…
1939

Комментариев нет:

Отправить комментарий