Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 15 января 2023 г.

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ. КАМЕНЬ


15 января исполняется 130 лет со дня рождения одного из самых значитель-ных русских поэтов ХХ века — Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938). 

Он дружил с Анной Ахматовой, Никола-ем Гумилевым, Борисом Пастернаком, стал врагом Сталина и умер в пересы-льном лагере — без некрологов и без могилы.

...Наливаются кровью аорты,
И звучит по рядам шепотком:
— Я рождён в девяносто четвертом,
Я рождён в девяносто втором... —
И в кулак зажимая истёртый
Год рожденья — с гурьбой и гуртом
Я шепчу обескровленным ртом:
— Я рождён в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадёжном году — и столетья
Окружают меня огнём.

Это стихотворение вошло в «Воронеж-ские тетради». В той ссылке поэт вспо-минает о самом начале своего пути — он родился 3 января (по старому сти-лю) 1891 года в Варшаве. Через шесть лет его семья перебралась в Петербург. Здесь он учился в Тенишевском учили-ще и Петербургском университете.

В книжном шкафу нашлось репринтное издание 1991 года книжки "Камень" – первого стихотворного сборника Ман-дельштама, изданного в 1912 году. 

Сборник переполнен историческими и культурными образами: Айя-София, Афон, Валькирия, Расин, герои Диккен-са. Будто студент, только что прослуша-вший курс мировой культуры, начина-ющий поэт сыпал звучными названи-ями.

Но кроме многочисленных заимствова-ний в "Камне" есть и что-то своё: довер-чивость и задушевность его пронзите-льных признаний, которые современ-ными читателями воспринимаются как драматические пророчества его собст-венной будущей судьбы:

Чужие люди верно знают,
Куда везут они меня.

На тридцать лет вперёд открылась та последняя дорога на станцию Черусти, по которой конвоиры увозили Осипа Мандельштама.

Или вот ещё один сонет из "Камня".

П е ш е х о д
                           М. Л. Лозинскому
Я чувствую непобедимый страх
В присутствии таинственных высот.
Я ласточкой доволен в небесах,
И колокольни я люблю полёт!

И, кажется, старинный пешеход,
Над пропастью, на гнущихся мостках
Я слушаю, как снежный ком растёт
И вечность бьёт на каменных часах.

Когда бы так! Но я не путник тот,
Мелькающий на выцветших листах,
И подлинно во мне печаль поёт;

Действительно, лавина есть в горах!
И вся моя душа – в колоколах,
НО МУЗЫКА ОТ БЕЗДНЫ НЕ СПАСЁТ!
1912

Всю жизнь поэт хранил надежду на то, что музыка – это последнее прибежи-ще страдающей души, лишённой возду-ха и тепла. Но уже в самом начале пути прозвучало: не спасёт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий