Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

воскресенье, 1 января 2023 г.

А.ЖИГУЛИН. ЧЁРНЫЕ КАМНИ


В 1988 году в журнале "Знамя" была опубликована автобиографическая по-весть Анатолия Жигулина "Чёрные кам-ни", которая вызвала широкий общест-венный резонанс. Я хорошо помню это время. 

В книге раскрыта деятельность "Комму-нистической партии молодёжи", кото-рая была организована в 1947 году в Воронеже учениками 9-го класса и дей-ствовала в 1948-49 годах. Программа партии носила однозначно антисталин-ский характер. Жигулин был одним из её активных членов. Когда начались аресты участников подпольной органи-зации, будущему поэту было 19 лет. Он оказался среди арестованных и был приговорён к 10 годам лагерей строго-го режима. Юноша сполна познал, что такое каторжный труд. Он работал в Тайшете на лесоповале, потом три дол-гих года провёл на Колыме.

В 1955 году Анатолий Жигулин был ам-нистирован, а через год полностью реа-билитирован.

***
В округе бродит холод синий
И жмётся к дымному костру.
И куст серебряной полыни
Дрожит в кювете на ветру.

В такие дни в полях покатых
От влаги чернозём тяжёл...
И видно дали, что когда-то
Путями горькими прошёл.

А если вдруг махры закуришь,
Затеплишь робкий огонёк,
То встанет рядом
Ванька Кураш,
Тщедушный "львiвский" паренёк.

Я презирал его, "бандеру".
Я был воспитан – будь здоров! 
Ругал я крест его и веру,
Я с ним отменно был суров.

Он был оборван и простужен.
А впереди – нелёгкий срок.
И так ему был, видно, нужен
Махорки жиденький глоток.

Но я не дал ему махорки,
Не дал жестоко, как врагу.
Его упрёк безмолвно-горький
С тех пор забыть я не могу.

И только лишь опустишь веки –
И сразу видится вдали,
Как два солдата
С лесосеки
Его убитого несли.

Сосна тяжёлая упала,
Хлестнула кроной по росе.
И Ваньки Кураша не стало,
Как будто не было совсем.

Жива ли мать его – не знаю...
Наверно, в час,
Когда роса,
Один лишь я и вспоминаю
Его усталые глаза...

А осень бродит в чистом поле.
Стерня упруга, как струна.
И жизнь очищена от боли.
И только
Памятью
Полна.
1964

Комментариев нет:

Отправить комментарий