Пушкин ушел...

Пушкин ушел...
Артлавочка у места дуэли

пятница, 27 января 2023 г.

«ОН УМЕР В ЯНВАРЕ, В НАЧАЛЕ ГОДА...»

Фото Дмитрия Поминова

Он умер в январе, в начале года. 
Под фонарём стоял мороз у входа. 
Не успевала показать природа 
ему своих красот кордебалет...
(И. Бродский. На смерть Т.С. Элиота)

27 лет. Я очень хорошо помню тот день. Мозг сверлили две мысли. Сначала: «Так и не приехал, не приехал, не приехал..» Знала, конечно, что не хотел возвращаться. Но, пока был жив, всё же была надежда. А потом, когда первый шок прошёл: «Где похоронят?..»

У нас в те дни была моя тётя, мамина старшая сестра. Они обе были очень далеки, так мне тогда казалось, от литературы, моих мыслей и горестей. Как-то я привыкла своими думами не делиться и переживала всё внутри себя. Тётя, глядя на меня, молчаливую и страдающую, села рядом и какое-то время мы молчали вместе. А потом она молчание прервала и то, что она мне сказала, меня поразило, потому что дома я ведь о Бродском ни с кем не говорила. «Ты знаешь, – сказала тётя, – по радио сегодня передали, что того поэта хотят похоронить в Ленинграде». Она каким-то непостижимым образом угадала мои мысли! И меня как будто прорвало, я заговорила. Наступило облегчение. И потому, что поверила, что в Ленинграде. И потому, что поняла, что своими мыслями можно и нужно делиться.

Стихи Оли Григорьевой, навеянные присланной из Венеции фотографией последнего пристанища поэта:

У МОГИЛЫ БРОДСКОГО
У могилы Бродского вытоптана трава.
Кто сюда приплывает – 
гадать пока не берусь.
Но мелькает надежда, 
что тот, кто приплыл, сперва
Прочитал его строчки. 
И это, конечно, плюс.
У могилы Бродского – 
виски, любимый "Кент".
Сан-Микеле пахнет разлукой, 
виной, бедой.
И понятно, 
что Бродского в этой могиле нет.
Он давно стал Венецией, 
Для тёмной её водой.
У могилы Бродского 
замерли век и стих.
А ромашки – как на Васильевском, 
не забыть.
Что за тайну 
он там увидел, раскрыл, постиг?
Что со смертью не всё кончается? Может быть...

Комментариев нет:

Отправить комментарий